А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема счастья в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение

После реформы 1861 года многих волновали такие во­просы: изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала по­эта Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, так и не окон­чив ее.
Главная проблема поэмы — проблема счастья, и реше­ние ее Некрасов видел в революционной борьбе.

После отмены крепостного права появилось много ис­кателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Не- урожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот у попа, помещика или князя, да!

Поп видит свое счастье в богатстве, покое, почете. Он ут­верждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него никакого богатства, нет покоя, нет почета:
...Иди — куда зовут!
...Законы, прежде строгие К раскольникам, смягчилися. А с ними и поповскому Доходу мат пришел.

Помещик видит свое счастье в неограниченной- власти над мужиком. Утятин, например, счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное сча­стье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком мень­ше власти, чем прежде.

Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был Урожайный год, чтобы все были здоровы и сыты, о богат­стве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сражениях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее выросло реп до ты­сячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса сча­стье в хлебушке:
..Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую — не нажуюсь!




 
С горечью выслушивают странники этих крестьян. Безлостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет «благородной болезнью» - подагрой, счастлив тем, что: Я С французским лучшем трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал... Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое: Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями... Счастье-то мужицкое состоит из несчастий, а они хва­лятся им. Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счас­тье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, лю­бят простые мужики за честность, доброту, за то, что он небезразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Ги­рин и дед Савелий достойны уважения. По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради сча­стья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое соб­ственное счастье: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнад­цать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется. В своей поэме Некрасов показал, что народу далеко еще до счастья, но есть люди, которые всегда стремятся к нему и