А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема счастья (по произведению Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - сочинение


Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают. Понимание счастья связано, по-моему, с интересами и взглядами на жизнь вообще. У некоторых это чувство ассоциируется с достоинством, уважением. Для кого- то счастье — видеть счастливыми других. Для иных, как, например, для Шурика из «Золотого теленка», — досыта наесться. До сих пор человечество не может ответить однозначно на вопрос «Что такое счастье?» Думаю, и не ответит никогда. Из века в век это спорный, даже риторический вопрос. Рассмотрим, как же Н.А. Некрасов, великий русский поэт, пытался раскрыть проблему счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. Это была эпоха подготовки революции, ломки старых устоев, эпоха перелома во взглядах миллионов крестьян. Отсюда и объяснение смысла названия поэмы: счастлив тот, кто своею борьбой добудет счастье для народа. Наглядным примером этого может служить Гриша Добросклонов. Ему были уготованы «чахотка да Сибирь», а он чувствовал себя счастливым, так как боролся за свободу народа.

Поэма начинается со спора семерых мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Из их спора в начале поэмы ясно, что счастье человека прямо связано с материальными благами:

«Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстозобому! –

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю».

Мужики откладывают в сторону другие дела и отправляются искать счастливого человека. У крестьян пока что нет своего понимания счастья. Его им скажет поп, который попадется странникам первым. 

«В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь —

Не так ли, други милые?»

Они сказали: «Так».

Из рассказа попа о своей жизни мужики делают вывод, что поп несчастлив. Это не тот человек, «кому живется весело, вольготно на Руси». Поп не может быть счастлив, если несчастлив, беден, угнетен народ, который его поит и кормит. Так мы видим, что народное счастье касается всех слоев общества.  Дать отповедь можно было каждому из семерых крестьян, не только Луке. Все были неправы, заявив:

Что, взял! Башка упрямая!

Дубина деревенская!

Туда же лезет в спор!

«Дворяне колокольные —

Попы живут по-княжески».

Ну, вот тебе хваленое

Поповское житье!»

После встречи с попом характер поведения и образ мыслей странников изменяется. Они уже обращают внимание не столько на господ, сколько на народную жизнь.

На сельской ярмарке показан русский народ, не знающий ни в чем меры. Если радуется, от всей души; если пьет, то до одури. Но крестьянин также отзывчив на чужую беду (эпизод с Вавилой):

Зато крестьяне прочие

Так были разутешены,

Так рады, словно каждого

Он подарил рублем!

Странники по-прежнему хотят выяснить, «в чем счастие народное». Они видят: в целом народ несчастен. В главе «Счастливые», желая получить бесплатно водку, многие говорят о своем счастье. Только странники не нашли счастливого человека:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,



 
Проваливай домой! Но в конце главы семь мужиков встречают счастливого человека — Ермилу Гирина, благодаря которому у странников возникает более высокое представление о счастье. В чем же счастье Ермилы? Он полностью отвергает первоначальные представления семерых странников о счастье. Ермил Гирин имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но все этим он жертвует ради народной правды и попадает в острог. Велик его авторитет на крестьянскую жизнь. «Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир». «Народ поверит Гирину, Народ его послушает…» Позвать его, живей! Так же счастливцы в поэме Некрасова: это Савелий и Матрена Тимофеевна. Матрена Тимофеевна — крестьянка, у которой трудная судьба, но есть чувство собственного достоинства, гордость. В этом ее сила и счастье: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! Савелий — богатырь, бунтарь. Одним своим видом он олицетворяет могучую силу сопротивления всякому насилию: С большущей своей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дет на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил. Ведь это он закопал в землю немца-управляющего. Постепенно, по ходу событий и сменой персонажей, меняется образ счастливца. Таким счастливцем оказался борец за народные интересы. В главе «Последыш» усиливается борьба против угнетателей. Яков мстит, убив себя на глазах у барина. Кучер убивает пана Глуховского. Дальше у народа появляется идеал «подвижника, борца за народные интересы». В конце поэмы звучат песни Гриши Добросклонова, который знает, что народное счастье может быть достигнуто лишь в результате борьбы за «непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село»: Рать подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Проблема счастливого человека у Некрасова решена на примере пути Гриши Добросклонова, революционера-демократа. Автор хочет показать, что истинно счастлив тот, кто борется за освобождение в народа. Века рабства не убили в народе главного — «сердца народного, сердца свободного». «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать они могли, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его силы необъятные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного! Таково понимание счастья Н.А. Некрасова, выразителя идей, убеждений революционной демократии России. Рецензия Первое, что бросается в глаза — это перегруженность работы цитатами, на фоне которых рассуждения автора сочинения выглядят блекло. Тема раскрыта не полностью: работа больше походит на краткий пересказ произведения, нежели на полноценный анализ в указанном в теме направлении. Заключение практически отсутствует, вывод скомкан. Сочинение очень маленькое по объему, если исключить цитаты. Индивидуального голоса автора работы нет.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема счастья (по произведению Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Проблема счастья (по произведению Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Проблема счастья (по произведению Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»), Кому на Руси жить хорошо