Проблемы и типические образы в поэме «Кому на Руси жить - сочинение
А. М. Горький охарактеризовал русскую классическую литературу дооктябрьской эпохи как литературу вопросов. Где лучше? Что делать? Как жить? Каковы пути к лучшей, счастливой, правильной жизни? — вот вопросы, которые постоянно волновали передовых людей России, вставших на защиту угнетенного народа и видевших свой патриотический долг в том чтобы помочь народу найти верные пути к правде и счастью. Создавая свою поэму, Некрасов задался целью поставить поэзию на службу этой великой задаче. Взгляд на литературу как на действенный фактор в решении жизненно важных вопросов и обусловил проблематику и систему типических образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Экономическую сущность реформы и нищенское положение крестьянства после осуществления ее Некрасов понимал достаточно ясно. В «Притче о Ермолае трудящемся» поэт говорил о крестьянине: «Тужит, землицы ему недостаточно», указывая этим как на причины, препятствующие крестьянскому счастью, так и на основной источник развития революционных настроений крестьянства.
В прологе Некрасов не только широко использовал мотивы русских сказок, но и их композицию, сказовую манеру, образы. Спор мужиков очень напоминает аналогичное место одного иа вариантов сказки «Правда и кривда». По дороге они встречаются с крестьянином, работающим на барском поле, с купцом и попом. В поэме Некрасова странники встречаются с мужиками, попом, помещиком и по намеченному, но не осуществленному, плану должны были встретиться с купцом, чиновником, царем.
Купец и поп в сказке, помещик и поп в поэме Некрасова в откровенных излияниях рассказывают о своих неблаговидных поступках; в сказке, как и в поэме, совершенно определенно звучит ирония по отношению к попу и купцу.
Наиболее сходен с поэмой Некрасова приведенный выше вариант сказки. Представляет большой интерес с точки зрения социальной упоминание о тяжелой барщине, о Сибири, куда за правду «угодишь». Этот вариант, очевидно, более других нравился Некрасову.
Мотив поисков правды и счастья нашел свое выражение в ряде литературных произведений 60-х гг. XIX в., авторы которых выступали защитниками и выразителями интересов угнетенного народа. Эта идея в сущности легла в основу повестей Решетникова «Где лучше?», «Подлиповцы» и повести Г. Успенского «Разорение». В сборнике Афанасьева, откуда мы взяли сказку, мы находим еще несколько вариантов сказок о «Кривде и правде», где спорщиками являются купцы (№ 116), портные (№ 123), два брата — богатый и бедный (№ 119), батраки (№ 118) и др.
Прежде всего бросается в глаза при чтении уже первых глав поэмы совершенно определенная выразительная характеристика дворянства как класса. Образы помещиков и «управителей» даны в поэме в обличительно-сатирическом плане; в них подчеркнуты, в первую очередь, черты, присущие паразитическому классу, ненавистному народу и обреченному на разложение и гибель"
Оболт-Оболдуев, жалуясь странникам на свою судьбу в настоящем, с сожалением вспоминает о том времени, когда
Пойдешь ли деревенькою,
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами
Столетними деревьями
Преклонятся леса!
Пойдешь ли пашней, нивою,
Вся нива спелым колосом
Некрасов создал законченный тип помещика-крепостника: Оболт-Оболдуев вынужден, отдавая дань новым веяниям, величать крестьян «гражданами» и «господами», может щегольнуть либеральной фразой об отеческом отношении барина к мужику, но его крепостническая сущность проявляется на каждом шагу. С сожалением говорит он о том времени, когда помещик не знал.
Заслуживает особого внимания новаторский художественный метод Некрасова в приемах сатирического снижения и заострения образа: при исключительной словесной ^конденсации поэту удается несколькими штрихами или репликами создать законченный и необычайно выразительный тип-характер.
Тенденция к сатирическому снижению образа определяется уже в обрисовке портрета Оболта-Оболдуева и в его фамилии. Портретную характеристику дополняет родословная помещика. Один предок его тешил волками и лисицами государыню в день царских именин, другой
Пытал поджечь Москву,
Казну пограбить думал...
Сатирическое заострение образа Оболта-Оболдуева усиливается репликами беседующих с ним мужиков, бсвещающих тоже факты со своей, крестьянской точки зрения. Так, например, рассказ Оболта-Оболдуева о том, что предка его медведь ободрал, странники сопровождают такой репликой:
Как не понять! С медведями
Не мало их шатается
Прохвостов и теперь.
Еще язвительнее реплика странников при упоминании о таком предке, как князь Щепкин, который «казну пограбить» думал. Странники с лукавым простодушием замечают:
— А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
Но смысл и значение «Последыша» заключается не столько в передаче самого факта, сколько в широте обобщения и типизации изображенного социального явления. Князь Утятин воспринимается как символический образ отходящего безвозвратно в прошлое деградирующего класса. Некрасов высмеивает этого дворянского выродка, вызывающего не только презрение, но и какое-то брезгливое чувство.
Разбитый параличей, жалкий, беспомощный, «Последыш» не только не хочет потерять былых сословных преимуществ, но, стоя на краю могилы, не может отрешиться от своих прежних привычек развратника и пьяницы.
Последыш пил да чокался.
Красивых снох пощипывал.
К девицам присоседиться
Хотел старик, встал на ноги
И чуть не полетел!
Используя ряд приемов для снижения образа, поэт дает обобщающую характеристику этого последнего уродливого отпрыска крепостнического рода.
Эскизно, но так же сатирически остро изображены и наследники князя Утятина — «гвардейцы черноусые» и их жены «холеные барыни», которые так и не дали крестьянам обещанных им поемных, лугов и после смерти последыша по-прежнему обманывали и обирали их.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Проблемы и типические образы в поэме «Кому на Руси жить. Поищите еще с сайта похожие.