А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение


В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на звание счастливого оказывается помещик. Взглянуть на помещичье счастье поэт революционной борьбы, мучительно переживавший покорность народа, его темноту и забитость, решает глазами самих закабаленных крестьян.

Вот портрет первого помещика: ...кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту.
...румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие...

Кругленький и румяненький Оболт-Оболдуев, закончивший свой рассказ-воспоминания страдальческими рыданиями, при всей своей комичности совсем не безобиден. В главе «Помещик» автор поэмы смог сатирически показать и молодецкие ухватки этого осанистого деспота. При этом Оболт-Оболдуев разоблачает себя не только в момент сожалений о минувших днях, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко»: .. .Кого хочу - помилую, Кого хочу - казню. Закон - мое желание! Кулак - моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!..

Не менее страшен Оболт-Оболдуев и в своей восторженно-нелепой позе патриота, радеющего о будущем России.

Не о себе печалимся,
Нам жаль, что ты, Русь-матушка,
С охотою утратила
Свой рыцарский, воинственный,
Величественный вид!
Или еще:
Россия - не неметчина, Нам чувства деликатные, Нам гордость внушена!
Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет...

Очевидные невежество, казнокрадство, пустота помыслов, низость чувств Оболта-Оболдуева, его способность жить только чужим трудом на фоне разговоров о пользе для России, о том, что «поля - недоработаны, посевы - недосеены, порядку нет следа!», позволяют крестьянам сделать сочувственно-издевательский вывод: Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..


 
Не менее выразителен образ другого помещика с такой же «говорящей» фамилией - князя Утятина-Последыша. Отношение автора поэмы и к этому персонажу чувствуется уже в карикатурном описании его внешнего облика: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И - разные глаза: Один здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Символично и само название главы об этом выжившем из ума старике-помещике - «Последыш». Представленный в поэме с большим сарказмом барин, который «весь век чудил, дурил», готов принять на веру и себе в удовольствие спектакль, который разыгрывают для него за вознаграждение его бывшие холопы. Сама мысль о какой-либо крестьянской реформе настолько не укладывается в голове Утятина, что родственникам-наследникам не составляет никакого труда уверить его, что «мужиков помещикам велели воротить». Поэтому же ему сладкой музыкой звучат слова бурмистра, воспринятые без осознания их саркастической сути: Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушаться, Молиться за господ! Нелепым и убогим изображает автор поэмы этого бывшего всю свою жизнь самодуром и деспотом барина. Теперь порядки новые, А он дурит по-старому... Чего стоят последние поистине дикие распоряжения этого «юродивого помещика», над которыми потешается народ: на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!», в то время как «той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!»; глухонемой дурачок назначается сторожем помещичьей усадьбы; пастухам приказано унять коров, чтобы мычанием своим не будили барина. Но и вовсе не юродивые наследники князя Утятина бессовестно обманывают крестьян, лишая их обещанных им заливных лугов. Так что ничего, по сути, не меняется между дворянами и крестьянами: у од¬них - власть и богатство, у других - ничего, кроме нищеты и бесправия. В главе «Савелий, богатырь святорусский» есть образ еще одного помещика-крепостника - жестокого Шалашникова, «воинскою силою» покоряющего крестьян, выколачивающего из них оброк: Отменно драл Шалашников. Судя по рассказу о нем, ничего другого этот бесчеловечный зверь- помещик и не умел. Оттого и «не ахти великие доходы получал». Глядя на Оболта-Оболдуева, князя Утятина, жестокосердного Шалашникова, читатель понимает, что если на Руси и возможно счастье, то только без таких «божеской милостью» господ, не желающих расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси. Сатирическую направленность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подтверждает символичная картина опустевшей барской усадьбы, которую дворня растаскивает по кирпичику. Она созвучна авторской мысли, что изображенные в поэме всевозможные «последыши» доживают свой век, как, по убеждению Некрасова, доживает свой век и самодержавное устройство России, породившее таких помещиков-крепостников.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сатирическое изображение помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Сатирическое изображение помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Сатирическое изображение помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо