А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художественные особенности Поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение


Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произведение о народе, его жизни, труде и борьбе, поэмы Г. И. Успенскому Некрасов говорил, что он хотел
«Кому на Руси создать книгу «полезную, понятную народу и жить хорошо» правдивую». Такой поэма и получилась. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как «Мороз — Красный нос», «Коробейники», «Зелёный шум» и др.

Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в демократическом духе.

Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учёными его времени: Рыбниковым, Барсовым, Далем, Афанасьевым и др.

В поэме мужики так говорят о себе и господах:
В кромешный ад провалимся.
Так ждёт и там крестьянина
Работа на господ!
Что ж там-то будет, Климушка?
А будет, что назначено: Они в котле кипеть,
А мы дрова подкладывать!
Связь с народным творчеством

проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы. Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, отка родом и о чём поспорили. Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «повыжила» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение:
В домишки не ворочаться.
Не видеться ни с жёнами,
Ни с малыми ребятами.
Ни с стариками старыми.
Покуда спору нашему
Решенья не найдём.
Покуда не доведаем.
Как ни на есть,— доподлинно
Кому жить весело,
Вольготно на Руси.

Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасов особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края». Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов. Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли,, в частности, в основу главы «Дёмушка».

В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:
Проснулось эхо гулкое
Пришла весна — сказался
снег!
Никто его не видывал,
Он смирен до поры:



 
А слышать всякий слыхивал, Летит — молчит, лежит — Без тела — а живёт оно, молчит, Без языка — кричит. Когда умрёт, тогда ревёт. Поэма, главным героем которой является народ, и не могла быть написана иным языком. Некрасов восхищался силой, красотой и сочностью народного слова, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо». Народный язык, которым написана поэма, свидетельствовал о поэтической одарённости русского крестьянства, духовном величии народа — творца этого изумительного языка. Народность поэмы сказалась на всех её изобразительных средствах, в частности — в сравнениях. На жизнь Некрасов смотрел глазами народа, события, людей и поступки расценивал с народной точки зрения, и поэтому сравнения, вошедшие в авторский язык поэмы, по своему характеру не отличаются от сравнений, которыми пользуются пахари — герои поэмы. Так, рисуя портрет Якима Нагого, портрет, приобретающий значение обобщающего символа, поэт пишет: ...У глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая. Как пласт, сохой отоезанный. Кирпичное лицо. Рука — кора древесная, А волосы — песок. Многие сравнения замечательны не только своей поэтической красотой, но и силой крестьянского гнева и горя, которые запечатлены в„них: Как рожь под ветром стелется, По сердцу по крестьянскому Идёт огнёмтоской. Брань господская. Что жало комариное. Мужицкая — обух. У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная,— Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям... ...Песня складная Широко, вольно катится, . Каждый из героев поэмы говорит своим особым языком. Речь крестьян отличается простотой и сочностью. Правдиво передавая речь народа, Некрасов, когда это диктуется поэтической необходимостью, прибегает к вульгаризмам: Мужик, что бык: втемяшится В "башку какая блажь, Колом её оттудова Не выбьешь... Чего орал, куражился? На драку лез, анафема?.. Иди скорей да хрюкалом В канаву ляг, воды испей, Авось, соскочит дурь! Иной кажется речь попа или дьячка, пересыпанная такими словами, как пажити, благодушество, вертоград христов, аминь, роптать на бога грех и т. д. 197Речь героев поэмы является прекрасным средством их характеристики. Так, например, степенная речь старосты Власа, любимого мужиками, резко отличается от речи подставного бурмистра Климки Лавина, который «какихто слов особенных наслушался: атечество, Москва первопрестольная, душа великорусская; я — русский мужичок!» По своему характеру стихи некрасовской поэмы примыкают к народным стихам. Некрасов воспользовался всеми приёмами устной народной поэзии: п о с го я нн ы мй'эпитетами (сыра земля, ярый воск/чёрны вороны, ветры буйные и т. д.), отрицательными сравнениями (не ветры воют буйные, не матьземля колышется...), зачинами, повторами, гиперболами и т. д. Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил: Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Художественные особенности Поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Художественные особенности Поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Художественные особенности Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Кому на Руси жить хорошо