А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Четвертая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «Пир на весь - сочинение

Значительно отличается в ритмическом отношении четвертая часть поэмы — «Пир на весь на мир». Доминирующий и здесь белый четырехстопный ямб часто прерывается стихами иного размера — дактилем, хореем, амфибрахием. Эти метрические переходы всегда обусловливаются изменениями содержания, требующими и соответствующего ритми-ко-синтаксического выделения. Так, вставляя в повествовательную ткань поэмы новеллу «Про холопа примерного — Якова верного», Некрасов сразу же выделяет ее ритмически: она написана четырехстопным дактилем и дана в форме рассказа действующего лица.
Был господин невысокого рода,
Он деревнишку на взятки купил

Жил в ней безвыездно тридцать три года, Вольничал, бражничал, горькую пил.
Стих здесь — рифмованный. Рифма преимущественно перекрестная (абаб) и лишь изредка опоясанная (абба), с чередованием женских и мужских окончаний. Выдерживая во всей главе дактилический размер, Некрасов в границах его изредка меняет ритм стиха, если у него возникает потребность выделить строки интонационно или по смыслу. В таких случаях четырехстопный дактиль чередуется с трех- и двухстопным, например:

Полно кутить, баловаться и петь!
Очи-то ясные,
Щеки-то красные, Пухлые руки, как сахар, белы.
Да на ногах — кандалы!
или:
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного,
Помнить до судного дня!

Такое чередование разностопного дактиля в сочетании с соответствующими изменениями конфигурации стиха имеет место обычно в концовках.

В главе «Странники и богомольцы» поэт выделяет в особую строфу слова старообрядца Кропильникова. Спокойный повествовательный сказ, которым передается его история, прерывается гневными пророческими словами старообрядца. В связи с введением нового мотива с иной эмоциональной окраской изменяется и ритм: четырехстопный белый ямб сменяется четырехстопным дактилем с дактилическими окончаниями в первых четырех строках.

Горе вам, горе, пропащие головы!
Были оборваны,— будете голы вы.
Били вас палками, розгами, кнутьями.
Будете биты железными прутьями!





 
Ритмическую выразительность и экспрессивность дополняют в данном случае рифмовка по принципу аавв, ассонансы на о, у, и, аллитерации на г, р. б. Таким богатством и разнообразием ритмических приемов Некрасов достигает большой художественной и смысловой выразительности, тем более, что грозное пророчество вкладывается в уста непокорного Кропильникова, вся жизнь которого «то воля, то острог». Легенда «О двух великих грешниках», представляющая в жанровом отношении своего рода стилизацию под духовный стих, отличается также особым ритмическим складом. В симметрических строфах из четырех стихов вторые и четвертые строки с мужскими рифмами чередуются с нерифмованными первыми и третьими дактилического окончания. Господу богу помолимся; Древнюю быль возвестим., Мне в Соловках ее сказывал Инок, отец Питирим. Было двенадцать разбойников. Был Кудеяр — атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. Легенда «О двух великих грешниках» в ритмическом отношении представляет сочетание особенностей духовного стиха фольклорного происхождения с чертами литературного стиха, подчиняющегося определенному метру и имеющего рифму. В однообразном, внешне бесстрастном тоне ведется повествование, напоминая интонацией церковный речитатив; встречаются и обычные для фольклора повторы и постоянные эпитеты. Лексп ка характеризуется славянизмами, что объясняется избранным автором жанром духовного стиха, а также тем, что легенду рассказывает богомольный старец. Строго выдержанный трехстопный дактиль, рифма и строфическое построение являются характерными признаками литературного стиха. Несомненно, литературного происхождения песни Гриши Добросклонова—«В минуты унынья, о родина-мать!» и «Бурлак». И по содержанию, и по семантическим особенностям, и по ритмике они отличаются от других песен поэмы — фольклорного происхождения или составленных по типу фольклорных. О литературном характере песни «В минуты унынья, о родина-мать!» говорят следующие ее особенности: четырехстопный амфибрахический размер, перемежающийся с трехстопным, и перекрестная рифма с чередующимися мужскими и женскими окончаниями. В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Четырехстопный амфибрахий после предшествующего ему ямба создает впечатление некоторой протяжности и замедленности ритма, но затем в последующих стихах, выдержанных в этом же метрическом размере и наполненных риторическими восклицаниями, повторами и дополнительными паузами, переходит в более динамичный темп агитационного стиха. Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Четвертая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «Пир на весь. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Четвертая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «Пир на весь
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Четвертая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» «Пир на весь, Кому на Руси жить хорошо