Рассказы В Г Короленко «Река играет» и «Без языка» Гуманистический пафос защита человеческого достоинства - сочинение
1. Тюлин — главный герой рассказа «Река играет.
2. Другие «ветлужане» на страницах рассказа.
3. Рассказ «Без языка». Матвей Лозинский — русский правдоискатель.
4. Общность Тюлина и Матвея Лозинского.
Рассказы Владимира Галактионовича Короленко «Река играет» и «Без языка» можно назвать своеобразным гуманистическим гимном, прославляющим человеческие достоинства и безграничную любовь к народу.
В рассказе «Река играет» представлен образ ветлужского перевозчика Тюлина. Он ленивый, тихий и неповоротливый человек, но в минуту опасности выходит из состояния привычной апатии, весь преображается, как и воды тихой Ветлуги, неожиданно приходящие в движение. Короленко называет Тюлина «стихийным», «безалаберным», «распущенным и вечно страждущим... Этот кажется таким близким и так хорошо знакомым, как будто в самом деле». Писатель с большой любовью описывает Тюлина, перевозчика на пароме через реку Ветлугу: «...лицо моложавое... с выразительными чертами, на которых очень ясно выделяется особая ветлужская складка... видна сосредоточенная угрюмость добродушного, но душевно угнетенного человека...». Писатель отметил, что в любой обстановке Тюлин невозмутим, он сравнивает его со стоиками. Обращения, призыв к Тюлину «...не производит ни малейшего впечатления. Точно этот отчаянный вопль — такая же обычная принадлежность реки, как игривые зыби, шелест деревьев...». Тем самым перевозчик напоминает писателю стоиков — последователей философа Сенеки, стремящихся к невозмутимости в любой жизненной ситуации. Ему подвластна водная стихия — река Ветлуга. Он справился с напором воды, когда перевозил людей на пароме через Ветлугу. В тот момент земляки перевозчика с восторгом и уважением смотрят на Тюлина. «...Кабы на тебя да не винище, — цены бы не было. Винище тебя обманывает», — говорят они перевозчику.
Рассказчик в разговоре с Тюлиным пытаясь иронизировать, но «...Тюлин не понимает иронии, быть может потому, что сам он весь проникнут каким-то особенным бессознательным юмором. Он как будто разделяет его с этими простодушными кудрявыми березами, с этими корявыми ветлами, со взыгравшею рекой, с деревянною церковкой на пригорке, с надписью на столбе, со всею этой наивной вет- лужской природой...».
С особым чувством Короленко думал о деревеньке «во- рошканов». «...Ну, где, думалось мне, кроме Ветлуги, встретите вы такую непосредственность и простоту приемов, и такое благородное доверие к чужому слову, и такую простодушную уверенность в возможности "провалиться на сим месте", в случае нарушения клятвы?.. Ну, где еще... найдется такая терпимость к чужим обычаям?», — спрашивает себя писатель. Рассказом «Река играет» Короленко показывает свою любовь к простому народу, к простому человеку. Этот рассказ — яркий пример выражения гуманистического пафоса.
Истинную защиту человеческих достоинств писатель выразил в рассказе «Без языка», где простой русский крестьянин, Матвей Лозинский, решает уехать в Америку. Потому что «свобода в этой стороне большая. Земли довольно, коровы дают молока по ведру на удой, а лошади — чистые быки. Человека с руками и головой уважают и ценят...». Но Америка производит на него отталкивающее впечатление. Права русская пословица: «Хорошо там, где нас нет». В отношении любой стороны жизни у страны Америки свой взгляд. Вот, например, отношение американцев к иноверцам, евреям. Американские евреи понимают что: «Америка — такая сторона... Она перемалывает людей, как хорошая мельница... Америка такая хитрая сторона, она не трогает ничьей веры... Она берет себе человека...».
Матвею странно и страшно, что люди здесь продают за деньги свои голоса. «У них много таких обычаев, которые лучше не перенимать крещеному человеку», — говорит Матвей, выслушав рассказ об американских нравах. Отсутствие знаний языка, тяжелый труд сделали земляка Матвея, Дыму, чужим. И весь мир за окном Лозинскому «представлялся тьмой...», «человек без языка чувствовал, что в нем просыпается что-то волчье...».
Матвея переполняли чувства «огорчения и обиды, беспомощности и надежды на чью-то помощь...». Он стал враждебным, оскорбленным и загнанным человеком, голодным, истерзанным и потрясенным, потому что раздражительность и недостаток почтительности «здесь в воздухе». И когда, наконец, Матвея спросили, что он думает об Америке, то тот «мучительно задумался и сказал»: «Мало хорошего в этой стороне... мало хорошего... Содом и Гоморра».
Матвей почувствовал родственную душу только, оказавшись в кругу городских трудящихся. Они поняли друг друга без слов и разъяснений, «без языка он сразу нашел общий язык с простыми людьми Америки, с американскими безработными и приучился чувствовать себя членом рабочей семьи».
Так же как и в Тюлине, в Матвее живут потребность в социальной справедливости, надежда на лучшее будущее. Рассказы «Река играет» и «Без языка» объединяет безграничная любовь писателя Короленко к русскому народу, тревога за его будущее и его участь. Особенно это показано в первом произведении. На его страницах писатель выразил уважение и любовь к простому перевозчику Тюлину, разглядел в нем положительные качества. С нежностью Короленко описывает других жителей берегов реки Ветлуги: воришек - «ворошканов» из деревеньки Соловьиха. В рассказе «Без языка» — Короленко защищает человеческое достоинство, обличает унижение и безразличие.
Все это доказывает гуманистический настрой анализируемых произведений В. Г. Короленко.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Рассказы В Г Короленко «Река играет» и «Без языка» Гуманистический пафос защита человеческого достоинства. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Короленко
> Рассказы В Г Короленко «Река играет» и «Без языка» Гуманистический пафос защита человеческого достоинства