А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Семантика в романе Л Костенко «Берестечко» - сочинение



Явление паронимии аттракции трактуется в современной лингвистике по-разному. Собственно эта тема - одна из малоисследованных в украинском языкознании и одна из самых противоречивых. До изучения паронимов существуют разные подходы. Да, словарь паронимов украинского языка подает два самых общих определения этих понятий. В широком понимании паронимы - это слова, которые имеют лишь звуковое подобие, при этом морфемное строение к вниманию не берется. Сюда входят как общекоренные слова, так и разнокорневые. Звуковое отличие при таком понимании паронимов возможно в сфере вокализма и консонантизма.

 Следовательно, в ряды паронимов объединяются родственные слова и случайно созвучные. Такой точки зрения придерживаются исследователи, которые в той или другой степени нарушали проблемы паронимиии: В.Григорьев, И.Качуровский, Н.Кожевникова. При более узком понимании к категории паронимов засчитывают только общекоренные слова (О.М.Колесников, О.Вишнякова) Далее одни исследователи признают возможность существования нескольких слов в ряду паронимов, другие считают, что в отношения паронимов могут вступать только два слова, следовательно, существует лишь пара паронимов.

Объектом нашего исследования является произведение именно поэтическое и на это нельзя не обратить внимания, поскольку поэтический язык - это своеобразная система в системе, отдельный язык внутри которой действуют определенные законы, язык, который имеет собственную специфику, особенности, функции. Следовательно, в стихотворных текстах под паронимией обычно понимают явление паронимии аттракции, то есть сближение близко звучных разнокорневых слов. «Нижняя граница» «близкозвучности» необходима для того, чтобы словоформы в тексте могли быть признаны паронимами, условно определяется на орфографическом уровне…- «это рабочий минимум» в виде двух тождественных согласных. Мы же в своем исследовании за теоретическую основу берем определение паронимии атракции, предложенное Дащенко н.Л. Отже,”паронимичная аттракция - явление лексической семантизации лексических и морфологических единиц, которые сопоставляются на основе глубокого звукового подобия. В пределах паронимии аттракции степень звукового подобия определяется по комплексам тождественных гласных и согласных в составе аттрактантов, которые повторяясь, исполняют роль своеобразных “спильных частиц”, которые называем квази или псевдоморфемами”. Это позволяет установить некоторые связи паронимии аттракции с корневым словообразованием и поэтической этимологией, рассматривать их как взаимно независимые, но родственные средства художественной экспрессивности.

Исследуемое нами понятие неразрывно связано с фонологической системой языка, и некоторые исследователи считают, что явление паронимии атракции -об’єкт исследование скорее фонологии чем лексика, но следует обратить внимание на такое существенное отличие: для фонологического анализа слова в центре внимания находится фонема, для лексического анализа паронимии - подобие слов.

Беспрекословным является то, что анализ паронимии лексики должен уделять пристальное внимание рифмам, ведь рифма - самый распространенный способ стилистической аттракции паронимов, одно из важнейших условий реализации значения. Именно она является одним из решающих средств творения определенного поэтического текста, и от того каким способом она построена зависит важнейший момент для поэтического творчества - степень экспрессии слова.

Интересным материалом для иллюстрации явления паронимии аттракции и смежных (парономазия, паронимия) как важных стилетворческих средств является роман Л.Костенко “Берестечко”. Поэтическое творчество Лины Костенко характеризуется четкостью, чрезвычайной гармонией, разнообразной образностью. За счет чего достигается естественная экспрессия произведений поэтессы, магия ее слова? Ведь при прочтении романа сразу бросается в глаза отточенная форма, и, как правило, максимально глубокое содержание. В романе насчитывается около 30 пар аттрактантов. Очевидно, что функционирование типов паронимии аттракции согласовывается с сочетанием аттрактантов за их значением, которое предопределяет возникновение звукосмысловых образов, присущих стихосложению Лини Костенко:

    * … Если бы не дождь … если бы не ропот, раздор
    * если бы хоть немного толку под чубы…
    * Если бы старшины не пошли вразброд

 
* если бы, если бы, если бы… * Я угасал, я дотушил * эту боль, эту страсть как уголёк * Одно, что у Бога я просил * чтобы дал мне забыть эту женщину. В строках этих стихотворений максимальный смысловой акцент на фамилиях известных исторических личностей достигается в результате антонимизации паронимов аттрактантов. * Чего я здесь? Сквозь когти чагарин * ищу очертание потерянного храма * Я имею свой гетманский Чигирин * Но мне не отворили врат. В данном тексте аттрактанты подобны по своему звуковому оформлению и тесно связаны семантически. Поскольку, как известно, Чигирин на то время действительно напоминал чагарины, кустарники, то есть опустошенные дикие дебри, непроходимые дороги. Такой образ Чигирина появлялся в воображении Б.Хмельницкого, таким он был в действительности после поражения под Берестечком. Благодаря удачно подобранному аттрактанту чагарины, Л.Костенко отобразила не только разруху гетманской столицы в определенный момент, а дух поражения, процесс преодоления которого можно сравнить разве что с прохождением через колючие чагарины. Явление паронимии аттракции можно считать одним из самых прогрессивных стилетворческих средств. Да, известный исследователь паронимии Ап.Критенко отмечал: “роль паронимии проявляется в частности в том, что она широко используется в качестве эффективное средство стилистики, способствует процессам запомниания слов, форм и даже отдельных текстов, а также процессам образования грамматических классов, парадигм, консервирует языковые формы и значения”. Следовательно, видим, что явление паронимии аттракции - широкомасштабное, многоаспектное и еще нуждается в глубоком исследовании.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Семантика в романе Л Костенко «Берестечко». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Костенко > Семантика в романе Л Костенко «Берестечко»
Лина Костенко

Лина  Костенко


Сочинение на тему Семантика в романе Л Костенко «Берестечко», Костенко