А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Особенности пьесы «Ярослав Мудрый» - сочинение

Пьеса И. А. Кочерги «Ярослав Мудрый» - вершина мастерства писателя. Это настоящий гимн не князю, хотя бы и названному Мудрым, не вождю, а бессмертной творческой силе народа, пламенному патриотизму, любви к Родине. Образ Ярослава Мудрого привлек Ивана Кочергу прежде всего как образ противоречивый, в котором тесно соединились, с одной стороны, рыцарская отвага, государственный ум, поддержка науки, знаний, культуры, щедрость, а с другого - честолюбие, лукавство, пугливость. В воображении драматурга явилась трагическая фигура человека энергичной, зажигательной, активной, которая искала истину и ошибалась, заботилась о благосостоянии отчизны и забывала о некоторых достойных ее сынах.

Эта фигура и стала композиционным и сюжетным центром пьесы. Уже в первой части И. Кочерга мастерски намечает те линии, за которыми будет разворачиваться драматическое действие. Он знакомит нас с монахами - переписчиками книг Сильвестром, Никитой, Свечкогасом, семьей киевского князя - женой Ингигердою, дочурками Елизаветой и Анною, будущим зятем Гаральдом. Читатель узнает, что Ярослав имеет не только единомышленников, а и врагов. Так, монах - «писатель книг» Никита -думает:

    * И хочу все же теперь я сам познать, Чем он людей так приворожил, Владика Руси, Мудрый Ярослав…

Этот вопрос для него довольно важный, так как он, сын новгородского боярина, не может забыть, что Ярослав казнил за непокорность его отца. Душевная рана мальчика тем хуже, что он хорошо знает, как Константин, другие новгородцы не раз выручали киевского князя в затруднительную минуту. Но жадность мести и гнев на обидчика изменяются в сердце Никиты глубоким пониманием державности, высокопатриотической деятельности Ярослава, пусть и не лишенной ошибок:

    * …познал так близко ум странный Мудрейшего из всех земных царей, Познал того, кто не только в добрые, А даже в зле и в недостатках все же непорочный, Словно на самом деле высшего рука Его ведет к правде в ошибках! Что бы не делал и как бы не блуждал,- Всегда к цели доходит Ярослав!



 
Эта сюжетная коллизия перекликается за своим напряжением и внутренним драматизмом с отношениями великого князя и Журейка. Журейко - строитель, возводит храмы, живет по правилу: * Раньше чем храмы строить святые, Годится правду утвердить в жизни. Его душа такая же высокая, как и творение рук. Немало страниц пьесы посвящено родственной жизни великого князя. Он - любящий отец, нежный и кроткий в отношении к дочерям. Но, беспокоясь об интересах государства, женит их с иностранцами, хотя сам горько переживает разлуку с детьми. Сложные отношения Ярослава с женой Ингигердою, шведской принцессой. Эта волевая и властолюбивая женщина не всегда поддерживает намерения своего мужа, особенно когда речь идет о варягах. Она вступает в заговор с родственниками, чтобы уничтожить Ярослава. И только счастливая случайность спасает князя. Измена ближайшего человека больно ранит его сердце так же, как и смерть Елизаветы, перед которой он чувствует свою вину. Итак, мастерское переплетение разных сюжетных линий служит раскрытию образа главного героя. Изображение его деятельности как политика, князя, защитника родной земли дополняется образом Ярослава как человека с присущий ей недостатками, ошибками, нерешительностями. Герой - воин и строитель - руководствуется правилом: «Раньше закон, а потом благодать». И сложная, многогранная жизнь заставляет этот человека идти на компромиссы с самым собой, своей совестью и убеждениями, но при том всегда помнить об интересах государства. Итак, скелет произведения, его композиционное ядро представляет образ Ярослава. Он постепенно, хронологически раскрывается перед нами от действия до действия. Пьеса имеет классическое построение - пять частей (действий), каждая из которых очерчивается каким-то поэтическим названием. Первая - «Сокол». В ней мастерски использована художественная деталь: именно птица привела Гаральда к Елизавете, хотя норвежский принц преследовал на охоте ее сестру. Этим эпизодом вводится в действие «варяжская» сюжетная линия. Вторая часть - «Закон и благодать» - характеризует государственные приоритеты Ярослава Мудрого, его стремление к миру и покою в стране, к обеспечению целостности и неприкосновенности ее границ, к развитию городов, храмов, к распространению книг. В третьей части автор обращается к образу необыкновенного снега, который выпал внезапно весной. Поэтому эта часть имеет название «Апрельский снег». Она преисполнена разными неожиданностями, иногда трагическими, как, например, смерть Милуши. Сюжетным ядром четвертой части есть отношения Ярослава Мудрого и Журейка, который спасает князя от варяжского заговора. И, в конце концов, последняя часть - «Гусли и меч» - подчеркивает в характере героя две важнейшие основы: оборонца родной земли и мирного строителя. Такой гармонической есть построение пьесы, которая оказывается и в детальном, ярком изображении не только главных, а и второстепенных действующих лиц: и в отборе влюбленных пар, где мужчина воплощает мужество, решительность, а девушка - кроткая, нежная, хрупкая (Гаральд - Елизавета, Журейко - Милуша); и в чередовании сцен драматических из шутливыми (уже упомянутый эпизод охоты на сокола, жизненная история Свечкогаса или кощунство купца Парфения). Романтическая поэма И. Кочерги «Ярослав Мудрый» - гимн родному народу. Но вместе с тем поэма - апология княжеской жестокости, в чем обозначился давление на драматурга его деспотических пор.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Особенности пьесы «Ярослав Мудрый». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кочерга > Особенности пьесы «Ярослав Мудрый»
Иван Кочерга

Иван  Кочерга


Сочинение на тему Особенности пьесы «Ярослав Мудрый», Кочерга