А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сюжетно композиционные особенности пьесы И Кочерги «Ярослав Мудрый» - сочинение


Пьеса И. Кочерги «Ярослав Мудрый» - вершина мастерства писателя. Это настоящий гимн не князю, хотя и названному Мудрым, не вождю, а бессмертной творческой силе народа, пламенному патриотизму, любви к Родине. Образ Ярослава Мудрого привлек Ивана Кочергу прежде всего как образ противоречивый, в котором тесно соединились, с одной стороны, рыцарская отвага, государственный ум, поддержка науки, знаний, культуры, щедрость, а с другой - честолюбие, лукавство, пугливость. В воображении драматурга явилась трагическая фигура человека энергичного, зажигательного, активного, который искал истину и ошибался, заботился о благосостоянии отчизны и забывал о некоторых достойных ее сыновьях. Эта фигура и стала композиционным и сюжетным центром пьесы. Уже в первой части И. Кочерга мастерски намечает те линии, по которым будет разворачиваться драматическое действие. Он знакомит нас с монахами - переписчиками книг Сильвестром, Никитой, Свечкогасом, семьей киевского князя - женой Ингигердой, дочурками Елизаветой и Анной, будущим зятем Гаральдом. Читатель узнает, что Ярослав имеет не только единомышленников, а и врагов. Так, монах - «списыватель книг» Никита - размышляет:

    * «И хочу все же теперь я сам познать, Чем он людей так приворожил, Владыка Руси, Мудрый Ярослав…».

Этот вопрос для него довольно важен, так как он, сын новгородского боярина, не может забыть, что Ярослав казнил за непокорность его отца. Душевная рана мальчика тем горячее, что он хорошо знает, как Константин, другие новгородцы не раз выручали киевского князя в трудную минуту. Но жадность мести и гнев на обидчика изменяются в сердце Никиты глубоким пониманием государственнотворческой, высокопатриотической деятельности Ярослава, пусть и не лишенной ошибок: «…познал так близко ум странный Мудрейшего из всех земных царей, Познал того, кто не только в добре, а даже в зле и в недостатках все же непорочный, Словно на самом деле высшая рука Его ведет к правде в ошибках! Что бы не делал и как бы не блуждал,- Всегда цели достигает Ярослав!» Эта сюжетная коллизия перекликается по своему напряжению и внутреннему драматизму с отношениями великого князя и Журейко. Журейко - строитель, возводит храмы, живет по правилу: «Раньше чем храмы строить святые, годится правду утвердить в жизни».


 
Его душа такая же высокая, как и творение рук. Немало страниц пьесы посвящено рисованию семейной жизни великого князя. Он - любящий отец, нежный и кроткий в отношении к дочерям. Но, беспокоясь об интересах государства, женит их на иностранцах, хотя сам горько переживает разлуку с детьми. Сложные отношения Ярослава с женой Ингигердой, шведской принцессой. Эта волевая и властолюбивая женщина не всегда поддерживает намерения своего мужа, особенно когда речь идет о варягах. Она вступает в заговор с родственниками, чтобы уничтожить Ярослава. И только счастливая случайность спасает князя. Измена ближайшего человека больно ранит его сердце так же, как и смерть Елизаветы, перед которой он чувствует свою вину. Итак, мастерское переплетение разных сюжетных линий служит раскрытию образа главного героя. Изображение его деятельности как политика, князя, защитника родной земли дополняется рисованием Ярослава как человека с присущими ему недостатками, ошибками, нерешительностями. Герой - воин и строитель - руководствуется правилом: «Раньше закон, а потом благодать». И сложная, многогранная жизнь заставляет этого человека идти на компромиссы с самим собой, своей совестью и убеждениями, но при этом всегда помнить об интересах государства. Итак, скелет произведения, его композиционное ядро представляет образ Ярослава. Он постепенно, хронологически раскрывается перед нами от действия к действию. Пьеса имеет классическое построение - пять частей (действий), каждая из которых очерчивается каким-то поэтическим названием. Первая - «Сокол». В ней мастерски использована художественная деталь: именно птица привела Гаральда к Елизавете, хотя норвежский принц преследовал на охоте ее сестру. Этим эпизодом вводится в действие «варяжская» сюжетная линия. Вторая часть - «Закон и благодать» - характеризует государственные приоритеты Ярослава Мудрого, его стремление к миру и покою в стране, к обеспечению целостности и неприкосновенности ее границ, к развитию городов, храмов, к распространению книг. В третьей части автор обращается к образу необыкновенного снега, который выпал внезапно весной. Поэтому эта часть имеет название «Апрельский снег». Она преисполнена разными неожиданностями, иногда трагическими, как, например, смерть Милуши. Сюжетным ядром четвертой части являются отношения Ярослава Мудрого и Журейко, который спасает князя от варяжского заговора. И, в конце концов, последняя часть - «Гусли и меч» - подчеркивает в характере героя две важнейшие основы: защитника родной земли и мирного строителя. Таким гармоничным является построение пьесы, в которой показывается детальное, яркое изображении не только главных, а и второстепенных действующих лиц: и в отборе влюбленных пар, где мужчина воплощает мужество, решительность, а девушка - кроткая, нежная, хрупкая (Гаральд - Елизавета, Журейко - Милуша); и в чередовании сцен драматических с шутливыми (уже упомянутый эпизод охоты на сокола, жизненная история Свечкогаса или кощунство купца Парфения). Романтическая поэма И. Кочерги «Ярослав Мудрый» - гимн родному народу. Но вместе с тем поэма - апология княжеской жестокости, в чем обозначено давление на драматурга его деспотического времени.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сюжетно композиционные особенности пьесы И Кочерги «Ярослав Мудрый». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кочерга > Сюжетно композиционные особенности пьесы И Кочерги «Ярослав Мудрый»
Иван Кочерга

Иван  Кочерга


Сочинение на тему Сюжетно композиционные особенности пьесы И Кочерги «Ярослав Мудрый», Кочерга