А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ творчества Крылова - сочинение

Крылов писал не для детей - это ясно из политического характера его творчества. Однако благодаря ясному, превосходному языку и высокохудожественной образности басни его хорошо воспринимаются и запоминаются детьми, обогащая их речь и поэтическое сознание. Само по себе это, конечно, превосходно. Точно так же Крылов отнюдь не «поэт золотой середины», нельзя к этому свести все его басенное творчество. Из того, что мы о нем до сих пор писали, можно сделать как раз противоположный вывод - он, писатель радищевского образа мыслей, - представитель социально «крайних» мыслей. Но что, собственно, подразумевается под выражением «поэт золотой середины»? В.

Вот в духе этого изречения философом, призывавшим избегать социальных крайностей, социальной борьбы, и старались представить Крылова. Особенно легко поддавались такому истолкованию несколько его басен, таких как «Водолазы», «Тень и Человек», «Госпожа и Две служанки», «Подагра и Паук», «Фортуна и Нищий», «Фортуна в гостях», «Алкид», «Булыжник И Алмаз», «Ворона», написанные до 1826 года. В них явно звучит призыв автора к умеренности действий, к примирению с различной жизненной судьбой.

Однако даже эти басни не имеют того «охранительного» смысла, который им приписывали сторонники правительственного, дворянского лагеря. Рассуждая об «аптикняжнинской» комедии Крылова «Сочинитель в прихожей», мы писали о двойном раскрытии аллегорического образа, менее успешном в пьесах Крылова, более удачном в баснях. В пьесе недостаточно конкретное описание явления - художественная слабость, а при обстоятельном и достаточно конкретном становится затруднительным второе его истолкование, ведь для него нужна своя, другая конкретность и обстоятельность. Иное дело в басне.

Ее приурочение, данное лишь в нескольких намеках, обычно легко поддается не только двойному, но и тройному, и еще более разнообразному раскрытию. Читатель мог в этом убедиться, видя, что и в нашем изложении ссылки на одну и ту же басню повторяются в разных тематических разделах книги. Значит, следует решать, какое или какие из этих раскрытий более соответствуют замыслу автора. Обычно Крылов сам подводит читателя к верному решению. Но иногда он этого не делает или делает недостаточно ясно. В этих случаях вопрос следует решать на основании общего представления о его творчестве. Но ясно, что в этих случаях ложное истолкование особенно возможно.

Ограничиться сказанным недостаточно. К басням «золотой середины», на первый взгляд убедительно, присоединяли и те, в которых не было крайней социальной остроты. Таких же басен у Крылова много. Па этом статистическом, так сказать, основании считали утверждение его «поэтом золотой середины» особенно справедливым.

Мы можем извлекать массу полезных уроков из этих басен Крылова. Они учат нас разумной осмотрительности, тщательному учету обстоятельств, пониманию настоящей дружбы и солидарности в общем деле, уважению к труду. Несправедливо пренебрегать проявлением народного ума и народной мудрости в баснях Крылова, пусть и лишенных особенно острого политического смысла, хотя бы к ним в прошлом и применялись неоправданно уничижительные наименования.

К тому же раскрытие исторического истолкования басни может в корне изменить осмысление ее содержания. Но мы не знаем исторического «комментария» к множеству басен Крылова. А между тем еще Гоголь писал, что «всякая басня его имеет… историческое происхождение». К тому же те басни Крылова, которые можно причислить к «басням золотой середины», писались и публиковались Крыловым неравномерно. Можно предположить такую закономерность: проведя в печать или готовясь провести особенно рискованную в цензурном отношении басню, он предварял и окружал ее произведениями более «благонамеренными», успокаивая встревоженных цензоров и официальную критику. Вот как это видно в его последней, девятой «книге». Здесь такие острейшие его басни, как «Вельможа» и «Волки и Овцы». О первой мы еще будем говорить,, а вторая показывает полное бесправие народа при «Правительстве зверей» и лицемерие его законов. Остальные басни, собранные в этом разделе, такие, которые вполне могут считаться  произведениями «золотой  середины».  Обратившись к ним, для того чтобы убедиться, что они могут быть отнесены именно сюда, мы заодно убедимся и в том, что они отнюдь не лишены интереса и небесполезны читателям. В басне «Пастух» говорится о том, как страдают от своего Пастуха те, о которых он должен заботиться. У него пропадали овцы. Он жаловался на «страшного волка».

* Друзья! - кончает басню Крылов, -
* Пустой ваш труд: на волка только слава,
* А  ест овец-то - Савва.

Случай описан настолько типичный, что последние слова стали поговоркой. Басня «Белка» - о зверьке, который бегает в колесе на удивление народа и говорит Дрозду о том, как «трудится весь день». Мораль Крылова:

* Посмотришь на дельца иного:
* Хлопочет, мечется, ему дивятся все;
* Он кажется, из кожи рвется,
* Да только все вперед не подается,
* Как Белка в колесе.
* В басне «Мыши» Крылов осуждает пустые толки, переходящие в клевету: «Сестрица! знаешь ли, беда! - На корабле Мышь Мыши говорила, - Ведь оказалась течь: внизу у нас вода Чуть  не  хватила До самого мне рыла. (А правда, так она лишь лапки замочила), И что диковинки - наш капитан
* Или с похмелья, или пьян.


 
* Матросы все - один ленивее другого; * Ну, словом, нет порядку никакого. * Сейчас кричала я во весь народ, * Что ко дну наш корабль идет…» Ничтожество выдумывающих небылицы сплетниц подчеркнуто тем, что они изображены в виде мышей. Это, конечно, не случайно, хотя бы потому, что на кораблях водятся обычно не мыши, а крысы. Но крысы не выглядели бы такими ничтожествами. В басне, например, «Щука и Кот» они Щуке «отъели хвост». Житейские уроки, даваемые Крыловым, совсем не бесполезны. Не бесполезен и урок басни «Лиса», в которой рассказывается, как невыгодна бывает . жадность, нежелание поступиться ничем из «своего». Поучение дается таким примером: * Лиса у проруби пила в большой мороз * Меж тем, оплошность ли, судьба ль (не в этом сила), * Но кончик хвостика Лисица замочила, * И ко льду он примерз. Ей оторвать бы несколько волосков и освободиться, но она их пожалела: «Да как испортить хвост?… Нет, лучше подождать». Хвост же примерзал все больше и больше. Настал день, стали слышны голоса подходящих людей. Но оторваться от проруби Лиса уже не смогла. Помог пробегавший Волк. Он попросту отгрыз Лисе весь хвост. Крылов заключает: * Мне кажется, что смысл не темен басни сей. * Щепотки волосков Лиса не пожалей - Остался б хвост у ней. В басне «Крестьянин и Собака» Крылов предостерегает тех, которые за все берутся, хотя все уметь им.не дано, как собаке не дано печь хлебы и поливать рассаду на огороде, вместо того чтобы стеречь дом. В «Двух Мальчиках» автор учит разбираться в друзьях. В «Разбойнике и Извозчике» пишет о том, что грабеж нередко бывает не выгоден самому грабителю. Разбойник напал на Извозчика и, поплатившись несколькими зубами, выбитым глазом и перешибленной рукой, отнял у него воз, как оказалось… с пузырями! В басне «Лев и Мышь» Крылов развивает тему народной поговорки, ее и приведя в морали: * Не плюй в колодец, * пригодится Воды напиться. И наконец, в басне «Кукушка и Петух» Крылов показывает, как неблаговидно и смешно людям хвалить друг друга, подобно этим птицам: * За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? * За то, что хвалит он Кукушку,





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ творчества Крылова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Крылов > Анализ творчества Крылова
Иван Крылов

Иван  Крылов


Сочинение на тему Анализ творчества Крылова, Крылов