Басня, пожалуй, один из самых древних жанров на земле. В Россию же она пришла во времена Ломоносова. В ХУIII веке басня стала одним из важнейших сатирических жанров наряду с эпи граммами, мадригалами и т. д. Басни писали такие известные поэты ХУIII века, как Тредиаковский, Сумароков, Хвостов... Классицисты любили басню за ее дидактизм, морализм, способность четко изображать короля и едко их высмеивать. К тому времени как Иван Андреевич Крылов начинает писать в этом жанре, басня уже выходит из моды, становится устаревшей формой. Крылов возрождает ее, Белинский даже писал, что Крылов «создал русскую басню». Басня Крылова — это особая басня, написанная живым языком, лишенная риторического дидактизма, изобилующая яркими образами.
Тематика басен Крылова очень разнообразна: от социально-политических вопросов до общечеловеческих понятий о добродетели.
Будучи написанными по какому-либо конкретному случаю, басни Крылова в то же время имеют общечеловеческий характер. Например, басня «Квартет» написана по случаю собрания государственного совета, и в ней изображены конкретные люди, но мы воспринимаем ее сейчас как басню, ставящую вечную проблему.
Будучи увлеченным идеями правительства, Крылов верил в могущество просвещения и морального воспитания. Басня, как никакой другой жанр, лучше всего подходит для достижения целей просветителя. доступная многим, басня несет в себе понятие о добродетели. Но Крылов, в отличие от своих предшественников, не ограничивается строгим дидактизмом басенной морали, его наставления ненавязчивы. Недаром в некоторых баснях Крылова нет непременного элемента композиции басни морали («Стрекоза и Муравей»). Так, в басне Крылова резкое обличение и назойливый дидактизм сменяются выразительностью, яркостью басенного мира. Картины, создаваемые Крыловым, не требуют четкой морали, они говорят сами за себя. Заслуга Крылова здесь в том, что он вдохнул в басню жизнь. Если в баснях Сумарокова обличение — это сатира, жесткая и хлестающая, то обличение у Крылова — это юмор. Ведь именно улыбка над собой заставляет человека увидеть недостатки в себе.
Басня — это жанр, находящийся на тонкой грани между искусством и неискусством. С одной стороны, в ней сильно дидактическое начало, с другой — поэтическая форма. Французский баснописец Лафонтен был первым, кто стал обращать больше внимания на вторую сторону жанра. В этом смысле Крылов был последователем Лафонтена. Безусловно, для Крылова было важно утверждение морали в басне, выявление добродетели, которую он считал основным свойством человека, но то, как утверждалась эта добродетель, было не менее важно для баснописца.
Басня рассматривалась Крыловым как жанр произносимый, разговорный. Недаром Вяземский писал: «Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает». В уютном, разговорном характере своих басен — весь Крылов. Эта живость и разговорность басни является результатом сложения языка литературного и народного. Что значила народная речь в басне для классицистов? Своего рода экзотика, подчеркивающая смешение стилей. Вот слова из «мужицкого языка» у Сумарокова: «жеребо», «девка» «чертят», «вонь», «кабак» и т. д. Крыловский же народный язык поэтичен, в нем улавливается богатство оттенков я красок. Возьмем, к примеру, басню «Демьянова уха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы («соседушка», «тарелочка», «ушица»), народные выражения («я сыт по горло» , «нужды нет» , «ей-же-ей, на славу» местоименные выражения («я три тарелки съел», «ешь до дна») — все это элементы народной речи.
Приходилось уже говорить о яркости картин в баснях Крылова. Вот Гоголь говорил, что в баснях Крылова предмет не имеет словесной оболочки, выступает сам собою». Предмет сам собою — вот формула крыловского изображения. И эта формула проявляется у Крылова везде: в стихе, в слоге, фонетике. В басне «Муха и дорожные» мы наблюдаем просто игру размером.
В июле, в самый зной, полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
с поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.
Переход от шестистопного ямба к одностопному действительно рисует медленное движение рыдвана. В басне «Квартет ощущение создается аллитерацией через звуки с, ц, м:
Вот пуще прежнего пошли у них разборы.
Белинский писал по поводу басни «Крестьянин и Овца», что это «комедийка», в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц. В сущности, это меткое замечание относится к большинству басен Крылова, который превратил басню в свою драматическую сцену.
В самой басне, в остроте сюжетных положений заключена крыловская комедия в литературе. В таких баснях, как «Демьянова уха», «Крестьянин в беде» «Хозяин и Мыши») острота понятных положений выражается в изображении реальных , жизненных картин русской жизни со всеми ее социальными противоречиями. Еще великий комеднограф Бомарше писал, что именно «острые наложения в пьесе... рождаемые национальной рознью, являются непременным свойством комедии.» Это полностью относится к басням Крылова.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ И А КРЫЛОВА. Поищите еще с сайта похожие.