А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализируя "Хуторную поэзию" Пантелеймона Кулиша - сочинение

Анализируя “Хуторную поэзию”, стоит взвесить по мнениям, выраженным литературной критикой, как вот И.Пильщиком, который замечает: “До многих поэзий этого сборника автор берет эпиграфом Шевченковские слова, содержанием своих стихотворений не раз опровергает их”. Обобщая анализ критики по адресу творчества Кулиша, стоит предложить ученикам выразить:

а) собственные оценки своими словами:
б) оценки словами поэзий “До кобзы” но “Родное слово”.

Поток собственных оценок с позиции Кулиша для характеристики приведенных критических высказываний, как правило, выражается такими высказываниями поэта:

“подлинное сердце”, “недоверки твои туманиють”, “зоря не зорие, Ветер холоден от севера веет” (”До кобзи”);
“убегала правда из того суду”, “В тех могилах родным трупом правду придушили” (”Родное слово”).

Только две поэзии П.Кулиша, а в них – безмерность чувств. В стихотворении “До кобзы” одиночество лирического героя, уверенность в правдивости и святости дела, которому служит кобза – муза, искреннее стремление братского единения душ, благородная грусть, тоска за мертвыми братьями-единомышленниками, замедленная печаль, что голосом правды добавляет животворящей веры в воскресенье Украины.

Чувству печали откровенно противоречит жизнеутверждающая идея грядущего царствования правды родного народа. И само братское единение, общий труд, станут этому залогом.

В стихотворении “Родное слово” трагизм вековечной тоски наполняется удушающим сарказмом по поводу изменчивости, коварства, корыстности украинского гетьманата, который последовательно переходит к высказыванию гордости, непреодолимой веры, в ум, слово и правду родного народа. Поэт уверен в силе и бессмертии родного слова как живого источника интеллекта и всепобеждающей правды изуродованной украинской нации.

Эстетика и идеи поэзии П.Кулиша обобщаются учениками в взаимосвязях с историческим контекстом жизни и творчества поэта прижизненного непонимания и почти столетней тенденциозной критики по его смерти.

Такой подход будет способствовать образованию психологической готовности учеников к усвоению прозаического наследства П.Кулиша – исторического романа-хроники “Чорный совет”. За организационно структурной формой урок изучения поэзии Кулиша может иметь несколько вариантов: урок-лекция, урок-семинар, урок-конкурс. Каждый из них требует соответствующей подготовки.

Учитель предварительно дает ученикам задания прочитать, проанализировать или выучить произведения; к семинарскому занятию определяет темы сообщений, рекомендует литературоведческие источники и все такое. Для такой подготовительной работы учителю придется выделить некоторое время на одном из предыдущих уроков, когда будет изучаться биография писателя или его “Чорный совет”.

Относительно обзорной лекции о поэтическом творчестве Кулиша, то основными ее (лекции) тезисами должны были бы быть такие. П.Кулиш, как прозаик, не только обнаружил значительную художественную одаренность, но и показал себя новатором, способным пролагать новые пути в литературе. Однако его поэтический талант оказался заметно слабее – способ образного мышления, миропонимания, и мироздания, – очевидно, больше отвечали эпическому типу творчества. Но была на то еще одна причина, что возможно, не дала Кулишу подняться выше как поэту. На то время поэтический мир Украины был осеняемым гением Т.Шевченко. Влияние Кобзаря на развитие украинской поэзии было таким большим, что почти все художники второй половины ХІХ ст. были под этим влиянием, нередко слепо наследуя его. Под воздействием поэзии Шевченко был и Кулеш, который как замечал Иван Франко “не мог вырваться из того круга понятий, образов и проблем, которые гениальной рукой положил перед Украиной Шевченко”, и приобрел “приметы епигонизма”.

Однако написанное Кулишем как поэтом заслуживает внимания и благодарности, особенно когда идет речь о тех произведениях, из которых автор обнаружил собственно поэтическое лицо.



 
Поэтическое наследство Кулиша – 5 сборников оригинальных произведений гражданской интимной лирики, поэм, переводов мировой классики. Первый и наилучший поэтический сборник Кулиша – “Рассветы” (1862) составляли преимущественно стихотворения и поэмы о прошлом Украины, об освободительной борьбе народа против иностранных поработителей (поэмы “Кумейки”, “Солоница”). К историческому прошлому, прославление древности, народных героев, поэт обращается и в лирических поэзиях сборника “Рассветы”. В стихотворениях звучат оптимистичные мотивы, вера в лучшее будущее Украины, любовь к родному народу, его языку (”Запев”). Второй сборник – “Хуторная поэзия” вышла аж через двадцать лет (1882), что можно объяснить перипетиями в жизни поэта, его захватом научными историческими исследованиями. В сборнике Кулеш опять обращается к историческому прошлому Украины, ошибочно прославляет “просветительскую” деятельность русских монархов Петра I и Екатерины ІІ, осуждает народно-освободительную борьбу Украинского народа, зато преувеличивает роль культурно просветительской деятельности в освобождении его из-под социального и национального гнета (”Ключ понимания”). В отдельных произведениях “Хуторной поэзии” Кулеш размышляет сверх назначения искусства и роли художника в жизни народа. (”К музе”, “Родное слово”, “Молитва”, “Эпилог”). Сборник “Хуторная поэзия” особенная тем, что в ней поэт отходит от подражания поэтике Большого Кобзаря, обращается к стихотворным формам, распространенным в западноевропейской литературе. Особенное место в сборнике занимает стихотворение “Родное слово”. В утверждении родного языка поэт видит залог возрождения, расцвета украинской нации. Опомнитесь, встрепенитесь Отуманенные люди: Родное слово, родной ум, – Родная и правда будет. Без напасти завоюет Города и села И над людьми зацарствует Приступная и веселая (”Родное слово”) В третьем поэтическом сборнике – “Звон” (1893) продолженные идеи и мотивы стихотворений “Хуторной поэзии”. Выразительно звучит тема художника, тема собственной роли поэта (”Пионер”, “До кобзы и к музе”, “Поэту”, “Муза” но др.). Эти поэзии близки к народнопесенному творчеству, перенятые оптимизмом, предчувствием грядущих перемен к лучшему, чувством собственного гражданского долга, любви к Отчизне, к родному языку, к простому люду. Сборник содержит ряд замечательных образцов интимной лирики. Это в основном стихотворении, посвященные Александре Билозерской – жене поэта: “Смотрю на серебряный волос твой, любимая”, “Думаю о наивысшем даре” и др. Стихотворения интимной лирики обозначены большой силой чувства, искренностью, взволнованностью, грустью, за прошлыми годами. Уже после смерти поэта (1902) вышел сборник “Хуторные огарки”, к которой вошли действительно “огарки” – возобновленные поэтом произведения, тексты которых сгорели во время пожара (отрывки из поэм, драматичная поэма “Нагай”).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализируя "Хуторную поэзию" Пантелеймона Кулиша. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > Анализируя "Хуторную поэзию" Пантелеймона Кулиша
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Анализируя "Хуторную поэзию" Пантелеймона Кулиша, Кулиш