А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока» - сочинение



Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого «…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) - это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ - началу ХХ в..».

А. Козлов в книге «Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров» отметил, что «…своеобразной вариацией жанра драмы, могла бы стать перед нами в настоящий момент вертепная драма… вертеп был такой оригинальной драмой, в которой оказывалось народное виденье гармонии и дисгармонии христианских и народных идеалов…».

М. Сулима заметил то, что «…про популярность адаптированной рождественской драмы (собственно вертепа) свидетельствуют драматичные произведения ХIХ-ХХ века, авторы которых во время работы над ними сознательно ориентировались на вертеп. Это «Иродова морока» Пантелеймона Кулиша, «Вертеп» и «Милость Божья» Людмилы Старицкой-Черняховской…».

Следовательно, исследователи вертепной драмы акцентировали внимание преимущественно на особенностях этого жанра, пытаясь объяснить «живучесть» вертепной драмы, мотивировать причины ее популярности среди украинских драматургов ХИХ-ХХ веков. Но вопрос об особенностях монологов и диалогов как средств выражения духовности действующих лиц вертепной драмы ими не рассматривалось.

В записи вертепной драмы М. Маркевича, которая является одной из самых старых, особенное внимание зрителя и читателя привлекает Хор, который по мнению Патриса Паве «…выполняет роль комментатора, роль лирического посредника, роль эпического координатора эпизодов… часто хор - это выражение взглядов определенного зрителя-судьи; бывают, хор заменяет собой «внутренний» язык автора».

    * Именно в пении Хора звучит сначала призыв:
    * Восстаньте ото сна и благо сотворите
    * Рождавшегося Христа повсюду возвестите;
    * Сеет вам, люди, охотно глаголю
    * И благословите: пойду да позвоню.

а затем Хор извещает хорошую весть о том, что «Бог сегодня рождается».

Хор воспевает рождение Христа и сообщает всем об опасности:

    * Где-то Ирод грядет в стране своя Вифлеемской
    * Плените все храмы
    * Дабы искати Христа нарожденна

давая оценку действиям и поступкам Ирода, он называет его «преокаянным».


 
В следующих сценах вертепной драмы функции и сущность Хора становятся еще весомее и значимыми. Да, Хор обращается к Царям с просьбой защитить Христа, указывая им как нужно себя вести с Иродом: * Отвещайте ему * Идем же к мальв дневному; * К мальв дневному идите * И мя возвеселите. * Хор также осуждает действия Ирода и Воинов, какие по-лакейски выполняют его приказы: * Ирод несыт * Велит убить * А воин терзает * И убивает. * Дальше Хор выступает в роли комментатора действий таких злотворцев, как Ирод, Смерть, Черт: «Тут смерть выходит, речет к нему вину…». А когда Ирод погибает от косы Смерти, Хор извещает о том, что зло уничтожено: * Не ведал же он, что истребится * И царство его в конец разорится. * Заслуга его знатна всем и явная * За то и адская бездна изготовлена * О, Ирод преокаянный! Следовательно, в первой части вертепной драмы Хор выступает в роли действующего лица, которая комментирует действия других действующих лиц, дает им характеристику, выражает взгляды зрителя на изображаемые события в произведении, сообщает о ходе тех или других событий, осуществляет исторический экскурс. Реплики диалогов остальных действующих лиц первой части вертепной драмы за формой коротки, очень эмоциональны. В них принимают участие преимущественно антидуховные действующие лица такие, как Ирод, Смерть, Черт, Воины и другие. Каждая реплика диалогов злотворцев порождает в них неадекватную реакцию. А особенно бесится Ирод, когда узнает о рождении Иисуса. Вынуждает нервничать Ирода обращения к нему Рахили: «Ирод пребеззаконный, мучителю стоадский». В этой короткой реплике дается меткая оценка действиям и поступкам Ирода. С помощью такого аналитического приема, как внутреннее вещание, в драме представлено то, как Ирод «тихо, сам с собою» рассуждает: * Увы, какая с сих времен возникла перемена * Думавши мне вечно жить, близится кончина * Однако же я со смертью сражаться буду.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока»
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока», Кулиш