А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Типичность образов Петра Шраменко и Кирилла Тура - сочинение



Позиция Кулиша относительно кармазинников и низовцев состоялась и в изображении Петра и Кирилла, но силой художественной правды автор не только признал запорожца героем, а даже изобразил более выразительно и ярче, чем Петра. К тому же Кирилл появляется перед нами сформированной личностью, человеком, который уже определился, а Шраменко - иногда совсем ребенком.

Проекция романа на современность очевидна. История не раз учила украинцев объединяться в получении независимости, в защите государственности, но они всегда оказывались плохими учениками, и к сожалению, до сих пор мало чему научились.

Относительно проблематики произведения, то “Чорный совет”- роман многопроблемный. Важнейшие из нарушенных проблем такие:

а) родители и дети (обиды Шрама и Шраменко, Кирилла Тура и его родных);
б) любовь и супружеское счастье (обиды Леси, Петра, Кирилла, Сомика);
в) роль государственного деятеля (обиды Сомика и Брюховецкого);
г) патриотизм и независимость государства (образ старого Шрама);
д) отношение власти к народу (обиды кобзаря, Шрама, Сомика, Пугача);
е) борьба добра и зла (обиды Сомика и Брюховецкого, Шрама, Брюхана и Гвинтовки);
ж) человек и народная мораль.

Последняя проблема передана через анализ психики всех персонажей, но интересным является то, что народная мораль последней искоркой совести дает о себе знать даже таким пропащим людям, как Брюховецкий, когда он готов убить Сомика в бое, но что-то удерживает его зарезать безоружного, связанного гетмана и он ищет наемного убийцу. О высоте народной морали свидетельствуют и те факты, что сторожа осуждают Кирилла, даже откровенно ненавидят, думая, что он идет убивать связанного Сомика, а также тот момент, когда запорожцы - “харцизяки” содрали с пленного Якима и сапоги, и пояс, и жупан, но не посмели взыскать вышитой невестой дорогой рубашки. Такие, казалось бы, детали имеют большое значение, потому что свидетельствуют о хотя бы крошке хорошего начала в душе каждого украинца.

На последнем уроке, кроме пояснения многих вопросов, необходимо обратить внимание на некоторые композиционно стилевые особенности романа.

В романе, как известно, действуют исторические лица (Иван Брюховецкий, Каким Сомко). Однако больше места отведены персонажам, созданным воображением автора, - Кирилл Тур, Пугач, Василий Невольник, Леся но др.

Сюжет “Чорного совета”динамический, напряженный. Центром его являются исторические события шестидесятых годов на Украине, борьба между Сомиком и Брюховецким за гетманскую булаву, выступление народных масс против притеснения своими же таки господами, казацкой старшиной.

На фоне исторических событий развивается вторая, романтичная сюжетная линия - любовь Петра и Леси, препятствия, которых испытывают влюбленные, - сначала сватовство к Лесе гетмана Сомика, потом - похищение ее Кириллом Туром, который также увлекся девушкой. Отображены в романе исторические события поданные из позиций казацкой старшины, гетмана Сомика. Он выступает за объединение с Россией, стремится сохранить лучшие народные традиции, с уважением отзывается о запорожцах.

 
Сомко выступает в романе болельщиком за судьбу Украины, не хочет, чтобы через его личные интересы начались дрязги. Благородно, в романтичном духе поводит он себя в последние часы жизни, отказывается спастись ценой смерти Кирилла Тура, который пришел освободить его из заточение. Однако в отношении к казацкой голи, мещанства Сомко действует как решительный и даже жестокий государственный деятель. Он угрожает народу: “Увидим, как и черный совет устоит против пушек! Запорожцев тогда я сдавлю, как муху.., а глупую чернь научу уважать гетманскую пренебрежительность.” Верным сподвижником Сомика изображен паволоцкий полковник и поп Шрама. Ему отведено в романе много места, и именно через образ Шрама Пантелеймон Кулиш полнее всего раскрывает свои взгляды. Шрам - добропорядочный, уважаемый человек, отважный воин, настоящий патриот. Даже взбудораженные мещане оказывают ему свое уважение. Шрам решительно отстаивает право старшины решать все государственные вопросы, с пренебрежением относится к простому народу, казацкой голи, запорожцам, при этом увлекается их героическими подвигами в прошедшие времена. Однако в отношении к казачеству Шрам, как и сам Пантелеймон Кулиш достаточно непоследователен. Он увлекается их героическими поступками в борьбе против польской шляхты, татарских человеколовов, их отвагой, преданностью сечевым обычаям, бескорыстием. С благодарностью вспоминает, как запорожцы (атаманом которых оказался именно Кирилл Тур) спасли ему жизнь. Кирилл Тур – чуть ли не самый колоритный и самый яркий персонаж “Чорного совета”. Он окутан романтикой запорожских подвигов, сечевого братства. Изображен Тур неоднозначно, многим напоминает героев народных дум и исторических песен. Отважный и великодушный, он готов отдать жизнь за боевого побратима, казацкие обычаи. Да, перед тем, как стать с Петром Шраменком на смертный бой, спасает ему жизнь. Приходит к заточенному Сомику, чтобы ценой собственной жизни спасти его. Это - страстная, сильная натура. В романтичном ключе изображен старый Пугач - охранник казацких обычаев. Он хочет, чтобы на Украине установилась правда, чтобы не было “ни господина, ни мужика, ни богатого, ни убогого”. Пугач верит Брюховецкому, поддерживает в соревновании за гетманскую булаву, но почувствовав настоящую суть этого демагога, с гневом корит его и оставляет лагерь. Важное место в романе отведено показу бедноты - крестьянства, мещан, казацкой голи. В конечном итоге, именно эти слои общества “чернь”, и определяют последствия черного совета - избрание гетманом Ивана Брюховецкого. Беднота в романе выступает общей массой, хотя и активно действующей. Ее представители показаны только как эпизодические персонажи, они не индивидуализируются. Однако из отдельных сцен, эпизодов, с того, как изображает Пантелеймон Кулиш их поведение, действия, их разговоры, выступает обобщенный образ народа как “черни”, не способной осознать общенародные интересы, готовой к стихийному бунту, грабительскому, неумных поступков. Однако, как художник, Пантелеймон Кулиш не может не определить, что народные массы действительно испытывали жестокие притеснения, несправедливость, что они искали социальной справедливости. Когда Шрам с Черванем ехали в Киев, их окружили мещане, которые возмущались: “Козацтво вы себе заграбастали, сами себе господствуете, рыдванами ездите, а мы строй собственным средством стены, башни, плоты, чины, пошлина и черт, знает что!” Таких эпизодов в романе немало, что свидетельствует о достаточно правдивой передаче П. Кулишем настроения народных масс:”…один свиты золотом вышивает, а другой, может, и сирячинки не имеют, один глазом своих сеножатей не займет, а мы вот из половины косимо”, - ропщут крестьяне. Яркими романтичными красками изображает Пантелеймон Кулиш вторую сюжетную линию - любовь Петра и Леси, страстный порыв Кирилла Тура. Истоки ее лежат в народном творчестве, хоть есть здесь немало и от романтичных произведений западноевропейских писателей. В духе народных песен изображена красота Леси, ее любовь с Петром. Влюбленность Кирилла Тура удачно передана через сочетание необычного, гиперболизированного захвата его Лесей и силой чувств. Да, Кирилл похищает девушку, хоть знает, что она - новобрачная самого гетмана. Он мужественно относит жестокое наказание киями, однако не отказывается от своих намерений. Всюду действует открыто, как настоящий рыцарь. Есть в произведении Кулиша и массовые сцены: крестины Сурмачевого сына, нападение пьяных косарей на Шрама, похороны нежинского Войтенко. Ослепленный обещаниями Брюховецкого, народ действительно испортился и навредил сам себе, что достаточно поучительно и для нашего времени. Украинский народ в романе пестрый. В нем достаточно часто возвышаются натуры сильные и яркие. Как писал Шлемкевич “не на гениях и не на героях отдыхает общество, а на массе порядочных людей”. А порядочных людей в “Чорном совете” все-таки немало. “Чорный совет” перенят постизацией давней славы Украины, победы казачества, драматизмом борьбы за гетманскую булаву и стремлением к личному счастью. Искажая колорит времени Разрухи, воспроизводя исторические обстоятельства, изображая исторические лица и картины жизни и быта украинцев середины ХVІІ ст., автор романа, естественно, прибегает соответствующей лексикой, которая в какой-то степени усложняет понимание учениками произведения. Чтобы облегчить им этот процесс, а также из учебно-воспитательной целью в целом, учитель должен уделить надлежащее внимание “словарной” работе, осмыслению исторических названий, имен и фамилий, географических названий, старославянизмов, историзмов, которые можно объединить в две наибольших тематических группы - названия старинной одежды и названия казацкой атрибутики. Такие лексемы (непонятные ученикам) девятиклассники выписывают при чтении произведения дома или же на уроке во время его анализа. Растолковывать такие слова (выражения) помогает учитель (объясняет непосредственно сам) или отсылает учеников к соответствующим словарям и другим справочным источникам.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Типичность образов Петра Шраменко и Кирилла Тура. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > Типичность образов Петра Шраменко и Кирилла Тура
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Типичность образов Петра Шраменко и Кирилла Тура, Кулиш