А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Великая тайна любви в творчестве Куприна - сочинение




В 1964 году вышел на экраны фильм «Гранатовый браслет» по одноимённой
повести Куприна. В фильме были задействованы такие актёры, как Ариадна
Шенгелая, Игорь Озеров, Олег Басилашвили. Поставил этот фильм режиссёр
Абрам Роон. Конечно, следует отметить великолепную игру актёров,
безупречную постановку, тонкое чутьё режиссёра и умение его изложить на
экране все малейшие подробности и нюансы повести. Так сказал бы любой
профессиональный критик (с одним мне даже довелось общаться). Но для
меня, как для любителя, этот фильм никогда не станет положительно
интересным и любимым. Дело в том, что в фильме подробно показаны основные
сцены повести, слишком затянуты такие сцены, как концерт Женни Рейтер,
праздничный обед на дне рождения Веры Шеиной. Да, повесть трагична, и
режиссёр сумел создать напряжённую атмосферу, пустив фоном гул. Но всё
же, на мой взгляд, вся трагичность и то, что указывает на приближение
трагедии, больше выражено в действиях героев, но не в их молчании. К тому
же близость сценария к книжному тексту тоже навевает своеобразную тоску.
Такие фильмы, конечно, помогают раскрывать смысл произведения, но в то же
время, способствуют тому, что люди станут меньше думать, слабее
представлять себе героев, а я считаю, что фантазия у человека – это самый
высший дар.

Но, повторюсь, я оцениваю этот фильм лишь как любитель. Может, этот
фильм и стал культовым, получил много наград, но на меня сильного
впечатления не произвёл.

Противоположной «Гранатовому браслету» по философской мысли является
повесть «Яма» (1908-1914). Герой повести защищает дорогой писателю
взгляд: "Человек рожден для великой радости, для беспрестанного
творчества, в котором он - бог, для широкой, свободной, ничем не
стесненной любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к
милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с ее блаженным
материнством..." Здесь, может быть, более четко, чем во многих других
вещах, сближены священные для Куприна понятия - творчества и любви. Она
толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в
том числе человеческих отношений. Трагедия человеческого существования
полнее всего выражена в "Яме".

С момента появления вплоть до наших дней к ней относились с
осторожностью. Пугала тема - жизнь проституток в публичном доме.
Неприятные эмоции усиливались после знакомства с посвящением: "Знаю, что
многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от
всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству" (курсив автора).

Точку зрения автора в большей мере выражает в "Яме" репортер Платонов.
Выше было уже приведено его представление о подлинном назначении
человека, рожденного для радости, творчества и любви. Осуществление этого
идеала Платонов усматривает в отдаленном будущем, "когда земля станет
общей и ничьей, когда любовь будет абсолютно свободна, а
человечество сольется в одну счастливую семью...". Образ светлого
грядущего вновь возник в воображении писателя, тем усилив, однако,
неприятие всех реальных форм социального бытия.

Платонов - чистый, т. е. не пользующийся услугами продажных женщин,
наблюдатель за отвратительным публичным домом. Свой интерес к нему он
объясняет тем, что здесь обнажается самая суть вопиющего положения вещей:
"Нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда
сияла с такой чудовищной, безобразной голой яркостью, без всякой тени
человеческого лганья и самообмана". Проституция, по Платонову,
квинтэссенция повсеместно бытующих пороков - "публичная женщина -

 
общественный сосуд для стока избытка городской похоти". Резче сказать, наверное, нельзя. Но и в поведении "живого товара" усмотрена печать общего падения. Доступное, привычное гнусное ремесло приручает несчастных, делает их откровенными выразителями, даже защитниками скрываемых всеми другими позорных устоев. Убеждения Платонова подтверждаются целой серией событий и эпизодов повести. Ужас вызывает быт, развлечения, болезни обитательниц дома терпимости. Не менее страшна безысходностью история Любки, которую захотел спасти студент Лихонин. Вот где реализм писателя набрал крайнюю степень жесткости. И все же... Нельзя отождествить позиции Платонова и создателя "Ямы" (как это часто делалось). Повесть в ее целостном звучании доносит подлинно купринское отношение к человеку. Среди "горьких сестер" писатель выделяет немало лиц, мучительно, болезненно воспринимающих проклятье своего положения: одни - стихийно, бессознательно (Манька Беленькая, Любка), другие - с острым мстительным чувством (Женя) или расчетливым желанием освободиться из неволи (Тамара). Нет, не умерла в них душа. Трагический исход надежд и планов этих женщин (к чему подводит и чем завершается повествование) - открытое, гневное обличение преступного мироустройства, от которого и предостерегал Куприн матерей и юношество в своем посвящении. По этой повести был так же снят фильм, который так и назывался «Яма». Читая летом такие повести Куприна, как «Олеся» и «Гранатовый браслет» я вовсе не догадывалась, что Куприн мог написать такую пошлую и развратную повесть. А прочитать её меня надоумил, как это ни странно, Олег Меньшиков, который и снимался в этом фильме. Дело в том, что он является моим любимым актёром, и я знаю наизусть практически все фильмы с его участием. Когда этот фильм начался, я увидела такую надпись в титрах: «…в фильме по мотивам повести А. И. Куприна «Яма»». Посмотрев весь фильм, во мне зародилось сомнение: тот ли это Куприн? Когда я прочитала повесть, то поняла: это именно тот Куприн, который так привлекает меня своей философией. Но теперь вернёмся к фильму. Про него я могу сказать: «Вот это шедевр!» Сама повесть занимает в книге три сотни страниц, и, несомненно, в фильме невозможно показать всё дословно. Режиссёр, на мой взгляд, сделал гениальную вещь: он приписал события, происходящие в книге с одними действующими лицами, другим. Это указывает на то, что не важно, кто совершает те или иные поступки, а важно как он их совершает, и что после этого происходит. Тем самым режиссёр Светлана Осадчая не сделала этот фильм скучным, а привнесла в него много нового, что не только не способствовало потере смысла повести, но помогло точнее понять его. Конечно, можно сказать, что такие режиссёрские ходы могут уж совсем разучить человека думать. Я так не считаю. Такие режиссёрские ходы заставляют человека задуматься. А задуматься действительно есть о чём. Многие знают, что по соседству живут падшие люди, но относятся к ним с презрением, хотя некоторые из них заслуживают хотя бы жалости, не говоря уже о сострадании и помощи. Я и сама отношусь к людям, которые всё замечают, но ничего не хотят изменить, но «Яма» заронила во мне тень сомнения, сейчас я размышляю над тем, как относиться правильнее к людям «со дна». Возможно, когда-нибудь я буду способна им помогать и подавать руку. Положительная моя сторона стремится к этому, но отрицательная всё же ещё противоборствует. Если сравнить фильмы «Гранатовый браслет» и «Яма», то я могу смело сказать: «Яма» - это великое творение режиссёра, основанное не великом произведении Куприна.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Великая тайна любви в творчестве Куприна. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Куприн > Великая тайна любви в творчестве Куприна
Александр Куприн

Александр  Куприн


Сочинение на тему Великая тайна любви в творчестве Куприна, Куприн