А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Одинок я — нет отрады…» - сочинение

«Поэт совсем другой эпохи» — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным.

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятость окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой темы:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в Отчизне не прощусь —

Никто о мне не пожалеет!..

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души.

Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной

Хвалюсь повсюду, как свободой…

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже «изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север». Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического гeроя, его бесконечное одиночество.

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:


 
Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу: Одинок я — нет отрады: стены голые кругом… Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песен во славу любезной… У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — «дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г. Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Одинок я — нет отрады…». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > «Одинок я — нет отрады…»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему «Одинок я — нет отрады…», Лермонтов