«ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ» - сочинение
Я попробую раскрыть эту тему на примере творчества М. Ю. Лермонтова. Во-первых, потому, что он близок мне как поэт, писатель, во-вторых, потому, что его произведения учат высокой нравственности, любви, добру. Какое бы произведение Лермонтова мы ни взяли, будь то проза, поэзия, в каждом мы найдем ученье тому, чего нам так не хватает в наше сложное время;, любви к природе, патриотизма, доброты. У нас нет примера для подражания в жизни, мы ищем его в литературных произведениях, в их авторах. Ведь в жизни всегда нужно иметь высокую цель,; к которой ты будешь стремиться и желая достичь которой учишься всему, что нужно для этого, у людей, окружающих тебя, знающих об этой жизни больше, чем мы, и ты полагаешься на их жизненный опыт и знания.
Но вернемся к М. Ю. Лермонтову. Нельзя забывать, что и он вырос не в лучшее время: годы после декабрьского периода, годы гонений и репрессий, когда всякая свободолюбивая мысль преследовалась, а «ложь считалась признаком хорошего тона». И тем не менее, Лермонтов не сломился в этих условиях, писал произведения, в которых прославлял свободу и правду, презирая ложь и лицемерие.
Возьмем произведение, принесшее ему повсеместную славу, — стихотворение «Смерть поэта». В нем Лермонтов выступил выразителем народного гнева и обвиняет не только самого убийцу, но и людей, не сумевших или не захотевших предотвратить трагедию, осуждает равнодушие людей и прямо говорит о бесправии, царившем в стране:
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но тут же добавляет:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Убийце и тайным виновникам злодеяния Лермонтов противопоставил возвышенный образ поэта. Для Лермонтова Пушкин не только великий художник — он и великий вольнолюбец: дар его был свободен и смел. Он один восстал против «мнений света» и, как герой, пал в неравном поединке. Лермонтов поддерживал гордость и свободолюбие поэта. Это стихотворение произвело сильнейшее воздействие на сердца и умы современников.
Касаясь темы любви к природе, мы можем смело брать любое творение Лермонтова, и сквозь каждое будет светить его любовь к природе. О любви к природе Лермонтов не говорит, а поет. «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, — говорил Лермонтов, — мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».
Этой любовью Лермонтов наделил и Печорина, и, наверное, это было одно из сильнейших чувств Печорина. Уходя на дуэль, Печорин замечает в природе красоту и спокойствие, создается впечатление, что она хочет предостеречь его от неверного шага. Но он, со своим гордым и независимым характером, не захотел послушаться того единственного, кого он действительно любил и которому доверял.
И мы помним картину природы после дуэли, когда казалось, что даже природа отвернулась от него. Но позже, когда он мчался на встречу с Верой, когда душа его будет полна горечи, страдания от непонимания со стороны людей, он не выдерживает и падает в объятия земли, прося у нее прощения и понимания.
Говоря о творчестве Лермонтова, нельзя забыть тему патриотизма. Лермонтов глубоко любил свою родину, «но странною любовью». Одно из его произведений, посвященных родине, было стихотворение «Бородино». В нем мы видим не только любовь к родине, переживаний за нее, но и гордость за народ, живущий в этой стране, простых людей, достойных уважения и восхищения:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы!
Но мы чувствуем и горечь за новое поколение: «Богатыри не вы!» или «Не то что нынешнее племя!».
Что ж, он был более развит и духовно и умственно, чем окружающие его люди, и имел право говорить так. Хочется немного рассказать и о позиции Лермонтова к религии, к Богу, но это очень сложно. Одно можно сказать с уверенностью: Лермонтов был горд и религиозно не смирим, и эту религиозную несмиримость русская литература не простила ему:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами...
Кажется, что это он писал о себе.
Благодарит он Бога с горькою усмешкой:
Устрой лишь так, чтобы
Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
В этом мы тоже усматриваем нравственные позиции Лермонтова, когда он мучениям предпочитает смерть.
Часто говорят, что Лермонтов изобразил в Печорине самого себя. Что ж, может быть. У них много общего: гордость, упрямство, независимый характер, незаурядный ум, любовь к природе. Но нельзя забывать и разницу: Печорин, не зная применения своей могучей силе и энергии, тратит их впустую, причиняя при этом боль не только себе, но и людям, окружающим его. Лермонтов же сумел оставить после себя такие богатства, такие нравственные ученья, что их хватит каждому на всю жизнь. И если каждый будет пользоваться этими богатствами, то жизнь наша будет светлей, лучше и чище.
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой темы:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!..
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души.
Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой...
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже «изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север». Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу:
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...
Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песен во славу любезной...
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову, давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — «дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.
Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, «...нет пушкинского разгула на пиру жизни».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ». Поищите еще с сайта похожие.