Воплощение авторского «я» в балладе «Тамара» - сочинение
В балладе «Тамара» (1841) обычная для Лермонтова тема видимости и сущности («Прекрасна как ангел небесный, Как демон коварна и зла») получает всестороннюю и многообразную трактовку. Как помним, звуки для Лермонтова всегда выступали символом чего-то идеального, небесного, затаенно-мечтательного и прекрасного. Но здесь самый голос Тамары, по видимости, по внешнему выражению гармонирующий с ее красотой, становится губительным ее демоническую, коварную и злую душу. Обозначенный во второй строфе контраст расширяется до всеобщих пределов. Кольцевая композиция подтверждает безусловный характер контраста, первые четыре строфы в новом виде воскресают в последних четырех:
* В глубокой теснине Дарьяда,
* Где роется Терек во мгле,
* Старинная башня стояла,
* Чернея на черной скале.
* В той барине высокой и тесной
* Царица Тамара жила:
* Прекрасна как ангел небесный,
* Как демон коварна и зла.
* Но только что утра сиянье
* Кидало свой луч по горам,
* Мгновенно и мрак и молчанье
* Опять воцарялися там.
* Лишь Терек в теснине
* Дарьяла Гремя нарушал тишину;
* Волна на волну набегала,
* Волна погоняла волну;
* И там сквозь туман полуночи
* И с плачем безгласное тело
* Блистал огонек золотой,
* Спешили они унести;
* Кидался он путнику в очи,
* В окне тогда что-то белело,
* Манил он на отдых ночной.
* Звучало оттуда: прости.
* И слышался голос Тамары:
* И было так нежно прощанье,
* Он весь был желанье и страсть,
* Так сладко тот голос звучал,
* В нем были всесильные чары,
* Как будто восторги свиданья
* Была непонятная власть.
* И ласки любви обещал.
Контрасты рассыпаны Лермонтовым всюду: голос Тамары «весь был желанье и страсть», но обещанная любовь оборачивается похоронной тризной, а гибель человека вызывает новые порывы любовной страсти. Здесь не столько перелив или переход одного чувства в другое, сколько постоянство конфликтов, непременная и необъяснимая извращенность чувств, находящихся в непримиримом боренье. Но за этими видимыми конфликтами есть и другие. Страшное содержание конфликтует с пленительной, чарующей звукописью, нарочитой мелодичностью, «музыкальностью» интонационно-стихового строя. Постоянные повторы как бы передают волшебную магию звуков «сладкого голоса» Тамары:
* Старинная башня стояла,
* Чернея на черной скале
* В нем были всесильные чары,
* Была непонятная власть…
* Сплетались горячие руки,
* Уста прилипали к устам…
* Сошлися на свадьбу ночную,
* На тризну больших похорон,..
* Волна на волну набегала,
* Волна погоняла волну…
* И было так нежно прощанье,
* Так сладко тот голос звучал…
Последующая строка возникает из предыдущей, подхватывает ее. Противоречивость поэтики наблюдается буквально в каждой строфе. Строчки «Прекрасна как ангел небесный, Как демон коварна и зла» контрастируют с содержанием, что подчеркнуто антитезой, но одновременно музыкально соединены; вторая строка синтаксически параллельно путем повторенного сравнения связана с предыдущей. Единство противоречивых принципов, их неразъемность и непримиримость проникает в поэтическую ткань. Сюжетная, повествовательная основа и лирический поток находятся в явном противоречии. «Музыкальность», предстающая в параллелизмах, повторениях, нарочитой «сладкой» звукописи, дисгармонирует с реальным чувством. Любовь таит смерть, а преступник взывает к любви. Все перевернулось, везде видна изнанка идеальных мечтаний, но мир полон этих противоречий, и его теперешнее состояние - глубокий внутренний разлад, пронизывающий его сверху донизу. Добро не существует вне зла, а зло принимает форму добра. И опять-таки как контраст к этому закону мирового бытия выступает лирическое переживание поэта.
Обилие повторов, внутренних рифм и неполных созвучий, «сладкая» звукопись превращают «Тамару» в типично романтическое произведение. Наконец, образ Тамары, в отличие от Клеопатры, лишен внутреннего изменения - от начала до конца она остается психологически одинаковой. Ее образ задан с первых строк и не подвергается трансформации:
* Прекрасна как ангел небесный,
* Как демон коварна и зла.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Воплощение авторского «я» в балладе «Тамара». Поищите еще с сайта похожие.