А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Личность в процессе самопознания главная тема творчества М Ю Лермонтова - сочинение

Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития - главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова - летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности - истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения.

Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.   Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей.   Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».   Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении «Дума» приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее - иль пусто, иль темно».   

Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в «Герое нашего времени». Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, донимая, что там «мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски».     Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в «Герое нашего   времени», так и в лирике поэта: «Любить? Но кого же? На время - не стоит труда. А вечно любить   невозможно». Или стихотворение «Я не унижусь пред тобой…»:

    * Начну обманывать безбожно,
    * Чтоб не любить, как я любил, Иль женщин уважать, возможно,
    * Когда мне ангел изменил?     

Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и   по отношению к княжне Мэри и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в   истории его отношений с Верой…    

И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к   природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

    * Выхожу один я на дорогу,
    * Сквозь туман кремнистый путь блестит,
    * Ночь тиха.
    * Пустыня внемлет Богу,
    * И звезда с звездою говорит.    

Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о далекой пальме;   одиноким остается утес-великан из стихотворения «Утес». Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он   словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в   стихотворении, которое, по сути, стало программным:

    * Нет, я не Байрон, я другой,
    * Еще неведомый избранник,
    * Как он гонимый миром странник,
    * Но только с русскою душой.    

Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им  традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего  лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в  стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:              

    * Я к одиночеству привык,
    * Я б не умел ужиться с другом;
    * Я б с  ним препровожденный миг
    * Прочел потерянным досугом…
    * На светлый запад удалюсь,


 
* Вид моря грусть мою рассеет. * Ни с кем в отчизне не прощусь, * Никто о мне не пожалеет!.. Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя - ему мученье, но и его единственный путь! Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания - странничества. Одиночество странника - особое, ибо oho избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становиться не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении «О, полно извинять разврат!». К поэту, певшему «…о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни», автор обращает удивительный призыв: * Изгнаньем из страны родной * Хвались повсюду, как свободой… Мир отвергает героя, изгоняет - но и герой отвергает этот мир, уходит от него. Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, «как пламень», печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Многие современники поэта были людьми, бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности… Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире. * Один среди людского шума, * Возрос под сенью чуждой я… В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова - беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими. * Без друга лучше дни влачить * И к смерти радостной склониться, * Чем два удара выносить * И сердцем о двоих крушиться! Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми. * Я к одиночеству привык, * Я б не умел ужиться с другом. Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством. * Как страшно жизни сей оковы * Нам в одиночестве влачить. * Делить веселье - все готовы * Никто не хочет грусть делить. Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества - романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплощения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Личность в процессе самопознания главная тема творчества М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Личность в процессе самопознания главная тема творчества М Ю Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Личность в процессе самопознания главная тема творчества М Ю Лермонтова, Лермонтов