А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПРИРОДА В ЛИРИКЕ - сочинение

М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как «Выхожу один я на дорогу...», «Горные вершины», «Три пальмы», и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей, и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.

Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает «бури шумные», величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной пеной кипучей,

Толпятся волны меж собой.

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений».

Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы «Измаил-Бей», «как невесту в час свиданья, душой природу обнимал». Мцыри, «как брат, обняться с бурей был бы рад».

М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому ломимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Само чувство Родины поэт осмыслил в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих явлений русской культуры. Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной». «Странность» заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время «с отрадой, многим незнакомой», поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье.

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» природа названа «царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: «сладостный листок», «душистая роса», «таинственная сага», «мирный край». Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...

По своему настроению стихотворение перекликается с описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:

Кругом меня вдел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Природа в поэме Лермонтова одушевлена, полна огромной и таинственной жизни.

«Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли»; все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:

...не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Сознавая трагичный характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Он воспевает торжественную и чудную тишину небес, вечный сон, который ему словно предлагается природой.

Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении «Три пальмы», где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий.

Завершается произведение и вовсе апокалипсической картиной: И ныне все дико и пусто кругом...

Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии М. Ю. Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:

Я Думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет! небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?»

Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.

В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Лермонтов, по словам Белинского, «поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни». Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.

Со дня сотворения мира жизнь человека связана с природой. В одной хорошей книге (к сожалению, не помню ее название и автора) первобытные люди боялись смотреть на звезды, от созерцания которых буквально впадали в столбняк, пока одна девочка не посмотрела на них с восхищением, с радостью... Наверное, познание любой истины проходит через страх, где-то через боль. Ведь льдинки, искрящиеся на солнце, сначала тоже вызывают резь в глазах! С глубокой древности человек пытался расслышать мелодию красоты: шорох ветра, тревожную тишину густой ночи. Однажды человеку это удалось, и он услышал прекрасную музыку и, услышав ее, попытался воссоздать с помощью сочетания звуков. Так возникло искусство стихосложения.

К девятнадцатому веку в поэзии звучали разнообразные темы, мотивы, но прекрасную девушку продолжали по-прежнему сравнивать с розой или лилией, грохот военных орудий с громом...




 
В своем сочинении я хочу рассказать о том, какое значение имеет природа в лирике Лермонтова М. Ю. Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать летописцем природы. На мой взгляд, тут велика вероятность ошибки, такой, какую совершили составители сборника «И жизнь природы там слышна...», поместив там философские стихотворения «Листок», «Три пальмы»... Поэтому, говоря о природе в лирике поэта, я буду опираться чаще всего на отдельные строчки, а не на целые произведения. В лирике М. Ю. Лермонтова, бушуют бури, плещут волны, светит нервно луна... Нет покоя, нет уюта. Постель умирающего, сумрачное кладбище. Герой-романтик в романтической обстановке. Человек-романтик и природа-романтик. Как нравились всегда пустыни мне, Люблю я ветер меж нагих холмов. Или: Темна проходит туча в небесах, И в ней таится пламень роковой. По традиции, все собрания сочинений поэта открываются его лирикой. И одним из первых помещается стихотворение 1828 года «Осень» — осенний русский пейзаж. К изображению среднерусской равнины М. Ю. Лермонтов обращается редко, и, как правило, стихотворения о русской природе (именно о русской, а не о российской) лишены философского подтекста: сама природа в них не является символом. Под «спаленной жнивой» не подразумевается нищета крестьянства и не скрывается идея пагубности самодержавной власти. Например, в стихотворении «Вечер после дождя» тема несчастливой любви вводится сравнением цветка с «девушкой в печали роковой: душа убита, радость над душой». Но дальше поэт не пускается в рассуждения и заканчивает так: Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей. В начале же стихотворения помещено описание городского пейзажа. Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит... Нельзя не отметить, что картины русской природы встречаются и в произведениях, написанных не только на русскую тематику, придавая им особый колорит. Несколько слов или пара строчек заставляют стихотворения зазвучать по-новому, и встает перед глазами «Рассея — евзия» с античной величавостью жестов и поступков. Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день, Укрывшися лесов в таинственную сень Или под ветвями пустынныя рябины Смотреть на синие, туманные равнины. О русской природе М. Ю. Лермонтов пишет с любовью. Душа Лермонтова-романтика, Лермонтова-философа ищет свою родину в суровых краях среди мужественных людей. Так входят в лирику поэта «занавеси тумана», «небо бурь», горы Шотландии. И болеет, страдает сердце, и не может «вороном степным» помчаться «на запад, где цветут, маня предков, поля, где в замке пустом на туманных горах их забвенный покоится прах». Но, поскольку между М. Ю. Лермонтовым и родиной его далекого предка Томаса-Рифмописца «простираются волны морей», неугомонный скиталец устремляет свой взор в другие дикие края — на Кавказ. Кавказу посвящены и проза, и поэмы, и стихотворные признания в любви. Горы со смежными шапками — символ мудрости и покоя, символ постижения вечности. Чистейший разреженный воздух, шум горной реки и покой, покой для истерзанных нервов. Свобода от мундиров, свобода от бешеных ритмов жизни. Светает — вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун. Река журчит одна. Или пронзительное, похожее на стремительный водопад и на застывшую на бумаге молитву (стихотворение 1832 года): «Синие горы Кавказа, приветствую вас!.. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи...» Но, Кавказ — не только божество, но и царь, грозный владыка, и потому молитва сменяется бодрым маршем-гимном: Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я снова посвящаю стих небрежный... В стихотворении «Родина» «дрожащие огни печальных деревень» — лишь грусть умиления столичного жителя тихим сельским бытом: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. В этом стихотворении поэт сначала показывает огромные просторы страны («степей холодное молчанье», «разливы рек, подобные морям», «лесов безбрежных колыханье»), а затем как бы подводит читателя от мощи и красоты природы к мощи и красоте народа. В такой стране живет богатый народ («я вижу полное гумно»), не пьющий от безысходности, а веселящийся в праздник. Природа в произведениях М. Ю. Лермонтова помогает понять внутренний мир людей. (Например» «несчастливец, гонимый судьбой», сравнивается с деревом, трескающимся от ветра.) Деревцо мое ветер ни ночью, ни днем Не может оставить в покое... ...Таков несчастливец, гонимый судьбой. Буря или шторм на море сравниваются с бурей в человеческой душе, разбушевавшаяся стихия — с мятежным исканием. По произволу дивной власти Я выкинут из царства страсти, Как после бури на песок Волной расшибленный челнок. Но природа также помогает остудить горячий пыл мыслей, обрести успокоенье (пусть на время), природа — лекарь. Именно поэтому М. Ю. Лермонтов восклицает: ...ищу забвенья и свободы, ...в ребячестве пылал уж я душой. Любил закат в горах, пенящиеся воды, И бурь земных и бурь небесных вой!..





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПРИРОДА В ЛИРИКЕ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > ПРИРОДА В ЛИРИКЕ
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему ПРИРОДА В ЛИРИКЕ, Лермонтов