А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Романтическая традиция в ранней лирике Лермонтова
Романтическая традиция в ранней лирике Лермонтова - сочинение
Реальные противоречия русской жизни были поэтически осмыслены Лермонтовым в духе философских исканий его времени. С этой точки зрения лирика Лермонтова принципиально философична. Ни одна тема, ни один аспект жизни не выражаются им (и, следовательно, не могут быть поняты) вне центральных философских идей. Специфика лермонтовской лирики - в антиномичности, в неразрешенности идейных и духовных конфликтов между небом и землей в душе самой личности, где действуют противоположные и абсолютно непримиримые силы: вера противоречит опыту, чувство - размышлению, идеал - реальности. Ареной неприкрытой и жестокой борьбы становятся и мироздание в целом, и современное общество, и отдельная человеческая личность. Согласно религиозной традиции вера безусловна и абсолютна. Авторитарное мышление чуждо разъедающего скепсиса, оно не допускает сомнения. Сомнение означает неустойчивость веры, оно критично, оно инструмент познания. Если человек верит, он не сомневается; если он сомневается, он уже не вполне верит. Мироощущение Лермонтова включает оба момента - поэт верит и сомневается, он хочет сбросить бремя познанья и вынужден его влачить, он чувствует полноту веры и опустошенность безверия. Поскольку все эти желания абсолютны, максимальны, то на одном полюсе возникает чистая лирика светлой и безмятежной духовности, а на другом - гордое, мятежное отрицание. В лирике эта трагическая коллизия выражается в противоречии между напряженностью стиховой интонации и чистой эмоциональностью, «музыкальностью» стиха. «Музыкальность» проявляется в мелодическом строении - в чередовании вопросов и восклицаний, в сочетании разных размеров, в соседстве длинных строк с короткими, а напряженность интонации - в принципиальной выделенное эмоционально значимого слова, резкого по своей стилистической, окраске. Неразрешимость трагической коллизии побуждает Лермонтова к прямым и открытым антитезам, к совмещению высокого, одического стиха с элегическим и романсным, к поискам «сладкой» звукописи и патетических словесных форм. Все это ведет к решительной перестройке традиционных лирических жанров. Единство столь противоречивых стилевых тенденций достигается единством мироощущения, принадлежащим поэту и находящим выражение в образе его лирического героя. Для него предельно сближены макро- и микрокосм. Человек равен богу, и поэтому свободно и непринужденно сын земли и праха может соотноситься с творцом вселенной, бросать ему вызов, говорить с ним на «ты». Мир несовершенен, но если его создал бог, то в несовершенстве виноват прежде всего он сам. Отсюда проистекает идея богоборчества, достигающая у Лермонтова уже в ранней лирике полноты и бескомпромиссности. Она выступает оборотной стороной исключительно сильной веры в возможность лучшего мира. Богоборческие настроения нашли непосредственное выражение в таких стихотворениях, как «Ночь. I» и «Ночь. II», «Смерть», «Посреди небесных тел» и особенно «Благодарность». Богоборчество, по сути своей, далеко от научной антирелигиозности. Главное его содержание составляют отчаяние и беспощадная ирония, но сама идея бога, в сущности, нисколько не отрицается. Сомнению подвергается не бытие бога как устроителя вселенной, а вера в его просветленный разум. Научное воззрение отрицает, напротив, идею бога, некое сверхличное, сверхчеловеческое начало. Богоборчество идею бога принимает, от нее отталкивается,- иначе самая борьба с богом была бы бессмысленна и нелогична. Богоборческие настроения могут возвышаться до полного безверия, но всегда представляют некий краткий миг решительного отчаяния, ибо рядом с ними уживаются и спорят другие.
В «Благодарности» (1840), например, отсветом, фоном богоборческих настроений является мысль о традиционной справедливости деяний творца, точно так же, как в «Молитве» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…») таким фоном служит потрясающая ущербность «мира холодного». Вне мыслимых антитез оба стихотворения не могут быть правильно поняты. Сама форма «благодарности» иронически переосмыслена, спародирована. «Благодарность» начинается строкой, напоминающей страстную и проникновенную молитву верующего человека, еще ничем не предвещающую горькое содержание: * За все, за все тебя благодарю я… Но дальше следует разъяснение, резко меняющее тему и смысл. Подчеркнутое нагнетание напряженных, внутренне противоречивых формул («горечь слез», «отрава поцелуя», «клевета друзей», «жар души, растраченный в пустыне») символизирует предельное отчаяние и беспредельный скепсис сомневающегося человека. Лермонтов выбирает снова с резкой и противоположной стилистической окраской. Оксюморонность сочетаний, несовместимость, скажем, «поцелуя» и «отравы» в обычном, естественном представлении бросает свет на алогичность мира. Тем самым вместо разумно устроенного мира бог создал мир алогичный, неразумный, неестественный, чуждый своим предначертаниям и тому представлению, которое сложилось в душе человека, страстно желавшего ему верить. Вот эта-то алогичность мира, несовместимая с искренней верой, образует трагический конфликт стихотворения, в котором уже сама личность выступает носителем высших духовных ценностей и бросает богу беспощадные обвинения. Все стихотворение становится грозной инвективой, полной иронии и сарказма. Конфликт между богом и человеком усугубляется еще и тем, что обычно человек просил у бога дарования жизни или продления ее. По религиозным представлениям просить смерти - значит роптать на бога и тяжко грешить. В последних строках «Благодарности» Лермонтов совершает этот грех: * Устрой лишь так, чтобы тебя отныне * Недолго я еще благодарил. Нельзя не заметить, что высокая, избранная душа «кощунствует» из желания добра - она отказывается ценой смерти от преступного и порочного мира, созданного творцом, просит прекратить жизнь - святое святых для романтика, рвет с неправедным миром. Желание смерти - опять-таки оборотная сторона прекрасной, гармоничной жизни. Оттого так горько и вместе издевательски звучит слово «устрой», выражающее пренебрежительное, брезгливое отношение поэта к уже устроенному миру.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Романтическая традиция в ранней лирике Лермонтова, Лермонтов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Сочинение на тему горе от ума
  4. Дом моей мечты сочинение
  5. Сочинение на тему мой лучший друг
  6. Сочинение живое пламя
  7. Сочинение на тему весна
  8. Что такое счастье сочинение?
  9. Сочинение о России
  10. Сочинение про маму
  11. Сочинение о друзьях
  12. Сочинение на тему гроза
  13. Сочинение на тему ревизор
  14. Сочинение на тему моя малая Родина
  15. Описание дождя
  16. Смысл названия Романа тихий Дон
  17. Друг познается в беде сочинение
  18. Сочинение на тему наша земля
  19. Мини сочинение на тему весна
  20. Образ Чичикова
  Лермонтов ранняя лирикаМобильная версия

Анализ стихотворения Брюсова юному поэту