А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинение ответ «Что я знаю о Лермонтове» - сочинение

Особенно показателен характер воспроизведения этого эпизода: «Сидел он однажды у своего товарища и смотрел в окно. По небу плыли тучи. И он написал стихотворение». Совершенно очевидно, что в рассказе учителя, как и в краткой справке хрестоматии, все восприняли лишь примитивную сюжетную канву, и не уловили настроение, ту глубину горечи и отчаяния, которые могут и должны волновать юных читателей. Так, оказывается недостаточным- и, может быть, преждевременным очерк, создающий контуры биографии, и становится очевидной необходимость предварительного проникновения в настроение поэта на материале тех немногих эпизодов, которые помогут более глубокому восприятию конкретных произведений. Таким образом, определяется задача учителя и выясняется целесообразность ограничения рассказа одним-двумя эпизодами, изложенными так, чтобы оставить след в памяти сердца, взволновать юного слушателя и включить его в процесс раздумья над чувствами и настроениями поэта.

«Незадолго до гибели поэта один из тех, кто военал с ним вместе на Кавказе, Руфин Дорохов, достаточно известный нам как прототип Долохова из «Войны и мира», человек, который знал А. С. Пушкина, был другом Льва, его брата, и близок с Лермонтовым, писал: «Жаль, очень жаль мне Лермонтова, он пылок и храбр, — не сносить ему головы». И сам Лермонтов прекрасно понимал, как опасна его новая ссылка, но не страх мучил поэта, а сознание почти полной невозможности заниматься литературой, неизбежная разлука со всем, что ему дорого, с теми, кто особенно близок. При таком напряжении внутреннем достаточно незначительного толчка — и чувства перельются через край: он взглянул в окно — лазурная голубизна неба прекрасна, легкие тучи неслышно скользят в своей стихии, но они холодны, они бесстрастны и мчатся к далекому югу вовсе не изгнанниками. Не то в его судьбе...»

Краткие литературные портреты писателей, созданные известными мастерами слова, и присоединенные к ним документально-мемуарные свидетельства должны дать возможность в какой-то мере прояснить творческую историю изучаемых произведений. Предположение, что все научатся работать над несколькими источниками и делать из них необходимые выводы, обычно не оправдывается.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. После смерти Пушкина Россия услышала голос Лермонтова. Лермонтов написал много произведений: «Мцыри», «Бородино» и произведения других жанров. Лермонтов был величайшим русским поэтом. Но его жизнь рано оборвалась на дуэли 15 июля 1841 года.

Ведь соотношение правды жизни и правды ее отображении является здесь основной сквозной проблемой. Именно поэтому стоит более подробно охарактеризовать те две темы, которые волнуют поэта и уже были в какой-то мере воплощены в знакомых ученикам произведениях: тема истории родной страны и тема Кавказа. Даже стилистическое оформление вступительного занятия может способствовать созданию атмосферы, которая поможет верно воспринять произведения отнюдь не реалистического характера. Так, мы предлагаем учителю несколько отступить от слишком категоричного отказа давать хотя бы очерк жизни и творчества и советуем более целеустремленно вводить в этот краткий очерк материалы, связанные с программными произведениями и их спецификой.




 
Чисто биографический, «анкетный» вопрос о предках, о родных Лермонтова вызывает ответ, лишенный четкости и определенности: ибо для самого поэта это обстоятельство было предметом домыслов, неясных и часто самых грустных мечтаний —■облик и голос родной матери, таинственный предок Лерма и даже далекий отец... Подобные выводы неизбежны и при обращении к любому этапу или обстоятельству жизни поэта. Поэтому мы насыщаем рассказ о его жизни и творчестве раздумьем о причинах конкретных обстоятельств, стремимся к психологизму анализа реальных событий и фактов творчества. «В молодом отчаянии Лермонтова я вижу такое бурное жизнеутверждение, и это решает для нее причину популярности поэта среди юных читателей. Педагогическое и читательское прозрение особенностей лермонтовской личности во многом определяет наше знакомство с поэтом в классе. В его биографии есть ряд моментов, которые подсказывают характер изложения материала и возможность самого активного включения учеников в этот этап работы. Посмертная судьба поэта — непосредственное продолжение его прижизненной судьбы. И она не менее трагична». Вряд ли можно отнести к категории случайностей то обстоятельство, что жизнь и творчество поэта вдохновили И. Андроникова на создание определенного жанра литературоведческого исследования. Мы знаем и ряд других, иногда сенсационных и недоказательных, но на время увлекших рядового читателя версий, связанных с лермонтовской биографией. Действительно, судьба поэта трагична. «В истории жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна. Белые листы, корешки вырезанных страниц, письма с оторванным концом — вот что мы находим в рукописях, в которых говорится о судьбе поэта. Десятилетия пролежали в дворянских особняках и царских дворцах письма и дневники современников с упоминаниями о Лермонтове. Они обнаруживаются лишь теперь, в советских государственных архивах...»4. Анализ того, что найдено автором в архивах, убедительно выстроенная цепочка доказательств, свидетельствующих, кто же «неизвестный друг» и кто «тайный враг» поэта, равно как и популярные разыскания И. Андроникова, так и просятся в руки учеников-докладчиков. Они подсказывают нам путь организации самостоятельной работы класса, помогают не только быстро и экономно ознакомить с фактами биографии Лермонтова, но и создать необходимый для восприятия его произведений настрой. Cтихотворение «Смерть поэта» не только стихийно занимает принадлежавшее ему ранее место, но и в значительной мере «организует» материал биографии, остается самым ярким и впечатляющим событием ее, и тут же совершенно неожиданно выясняется, что все достаточно отчетливо представляют себе Лермонтова-живописца и в меньшей мере (если не считать истории создания стихотворения «Смерть поэта») процесс его поэтического творчества. Однажды он объявил, что прочитает нам новый роман под заглавием «Штос», причем он рассчитывал, что ему понадобится по крайней мере четыре часа для его прочтения. Он потребовал, чтобы собрались вечером рано и чтобы двери были заперты для посторонних. Все его желания были исполнены, и избранники сошлись числом около тридцати; наконец Лермонтов входит с огромной тетрадью под мышкой, принесли лампу, двери заперли, и затем начинается чтение: спустя четверть часа оно было окончено. Неисправимый шутник заманил нас первой главой какой-то ужасной истории, начатой им только накануне; написано было около двадцати страниц, а остальное в тетради была белая бумага».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение ответ «Что я знаю о Лермонтове». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Сочинение ответ «Что я знаю о Лермонтове»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Сочинение ответ «Что я знаю о Лермонтове», Лермонтов