А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (2) - сочинение









Погиб Поэт - невольник чести, пал, оклеветанный молвой...Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает неупускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов - "поэтуже совсем другой эпохи". Эта эпоха полна трагического, и именно этои сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногдазвучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывалпонятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала вопределенный момент вопрос: "Какая польза нам от нее?"Поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Онуже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема.Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениальногопредшественника. Стихотворение "Смерть поэта" написано по горячимследам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотяречь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтовтрактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света созлом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это"свободы, гения и славы палачи". Поэт - гордое, независимое существо,дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде,живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем,понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулосьвысокое и низкое, земное и небесное, и "мир дальний" вновь одержалпобеду. Однако есть "божий суд", "есть грозный судия". Время, века,человечество скажут свое слово.Поэт-пророк - это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным.Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина,образ карающего кинжала. В стихотворении "Поэт" (1838 год)Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своегособрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродниназначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала простопобрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Властьнад сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкаяроль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждатьмысли. Стих "звучал, как колокол на башне" в прошлом "во дниторжеств и бед народных". Простой и гордый язык поэзии пушкинскойпоры предпочтен теперь "блесткам и обманам".Заключительная строфа - это голос того, кто тяготится бездействием,для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:Проснешься ли опять, осмеянный пророк, Иль никогда, на голосмщенья Из золотых ножен нe вынешъ ты клинюк, Покрытыйржавчиной презренья.Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда могпренебречь безумием непосвященных, сказать им: "Пойдите прочь". Нетаков пророк "совсем уже другой эпохи". Лермонтов подхватывает темупророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опытажизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо"Пророк", повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому,кто получил божественный дар: "Обходя моря и земли, глаголом жгисердца людей". Лермонтов показывает уже отдаленные последствияэтого шага. Он точно знает, как род людской воспринимаетпророчество, высоких истин. Уже первая строка лермонтовскогостихотворения содержит это своеобразное продолжение: С тех пор, каквечный судия Мне дал всевиденъе пророка...Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Длялермонтовского пророка этот момент стал началом страданий.Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный иопасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает емусудьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Глухи тольколюди. Через шумный град пророк пробирается торопливо, подгоняемыйкаменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носительвысоких истин, призванный просвещать и наставлять, он самстановится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский -поэт получалиногда своего рода "социальный заказ": "Сердца собратьев исправляй..."Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым,становится объектом мести за то, что его природа отлична от природыизмельчавшего человечества. Само существование пророка - упреклюдям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и,казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовалокорректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама судьба и егогибель удивительным образом послужили своеобразнымподтверждением предложенной им трактовки теми поэта и поэзии.История повторилась, и сама эта повторяемость могла служитьуказанием лишь на то, что перед нами не случайность, азакономерность, которая не укрылась от проницательного взорапродолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. "Пророк"- это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами."Журналист, читатель и писатель" уже самим названием идраматической формой напоминает "Разговор книгопродавца с поэтом".Современная Лермонтову поэзия явно деградировала: Стихи - такаяпустота, Слова без смысла, чувства нету, Натянут каждый оборот...Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самыхмрачных эпох русской истории, когда казалось, что само времяостановилось, сама жизнь замерла: Когда же на Руси бесплодной,Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой Истрасти голос благородный?Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло.Деградация коснулась всего. Критика выродилась в "мелкие нападки нашрифт, веньетки, опечатки". Обвинения критиков беспощадны: Вчернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету, А просто грязнаявода.Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: "Очем писать?" Лишь изредка "забот спадает бремя" Только тогда будущеене кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он заперо: "Тогда пишу. Диктует совесть. Пером сердитый водит ум".Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем ипродолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэтпророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы егопоэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. Вего стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, нотаковы свойства современного Лермонтову поколения. М.Ю.Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его талантаникому не позволит забыть его имя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (2)
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (2), Лермонтов