А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА - сочинение









Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками,творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтовмог бы сказать о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думывласть,Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точноопределил смысл этой "думы": "нравственные вопросы о судьбах иправах человеческой личности" - вот суть всего лермонтовскоготворчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, былалирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всехдругих родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и вПечорине.Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основныхмотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворениявеликого русского романтика. И как положено для истинногоромантика, исходным и определяющим оказывается мотив резкоотрицательного отношения к общественному бытию. Онконкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображениядворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутреннейбесчеловечности ("Смерть поэта", Как часто пестрою толпою окружен").Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активнойбесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннююмертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам иневеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в "Думе" ("Печально ягляжу на наше поколенье"), где все общепринятые ценности поэтпризнает ложными.Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума иживого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление ксвободе порождает мятежность ("Парус"), желание активно бороться занее ("Я жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личностиостается одиночество в "стране рабов, стране господ" - второйважнейший лермонтовский мотив ("Утес", "На севере диком"). Геройобречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон", "Кинжал","Листок"), изгнанником ("Тучи"), узником ("Желание" - 1832, "Узник","Соседка").Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинскийпоказал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественнозначимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышленияхлирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество инепримиримость ("Пророк").Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу аренойвнутреннего конфликта, отражающего его непримиренность собществом рабов-господ. До Лермонтова русская литературавнутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечени разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из "Думы": "И царствует в груди какой-то холодтайный, Когда огонь кипит в крови", - жажда активной жизни исознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликтаполучили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. "Холодтайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности: "И жизнь,как посмотришь с холодным вниманьем вокруг Такая пустая и глупаяшутка"; "И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядянасмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать иную жизнь,надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовскиймотив.Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробномуединению с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего мызастаем героя в поисках родной души ("На севере диком", "Утес", "Вполдневный жар в долине Дагестана"). Однако он не верит в дружбу("...друзей клевета ядовитая..."), что же касается любви - "Любить... нокого же? на время - не стоит труда,А вечно любить невозможно".Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная,непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность инепостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснитьбиографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена.Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой.Здесь, подобно Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных" к "Вновья посетил"), Лермонтов от констатации равнодушия природы кчеловеку в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" приходитк преодолению этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу я одинна дорогу".Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь кнароду, к народной жизни. "Бородино" - очень важная веха на этомпути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезырабов-господ, То же в стихотворении "Валерик" ("Я к вам пишуслучайно"). Народ помогает герою обрести родину.Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактуетродину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло дневноесветило", чувство родины заменяет радость изгнанника ("Желание","Зачем я не птица, не ворон степной", "Спеша на север издалека").Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как месторождения будущего последнего успокоения.Итоги исканий героя находим в стихотворениях "Бородино" и "Родина",в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнемстихотворении развитие лирической мысли от абстрактныхпредставлений к конкретно-бытовым образам.Общение с народом как единственно действенное лекарство отодиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активностиличности вообще. Творчество - значимая деятельность, но свет никогдане поймет поэта ("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя собществом задает деятельности поэта сатирико-обличительныйхарактер: "О как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить имв глаза железный стих, Облитый горечью и злостью...".Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка ивыразителя народных дум ("Смерть поэта", "Поэт", "Пророк"). Такоепонимание задач поэта привело к демократизации героя последнихстихотворений Лермонтова. В "Валерике" это простой боевой офицерсреди фронтовых будней, в "Завещании" ("Наедине с тобою, брат") простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтовпридал характерные черты своего лирического героя, но в его монологепоэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определеннопредваряет монологи некрасовских крестьян.Разберем с детства знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение сталохрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самомунеподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и втом числе овладел пушкинским талантом краткости и простотысловесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении"Парус" представляет собой миниатюрную энциклопедию основныхмотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е.повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. "Парус"символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он впервую очередь одинок в житейском море и "в стране далекой" и ищетизбавления от одиночества, которое "кинул он в краю родном". Бурнаястихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества онпредполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет"холода тайного", но на возможность обретения счастья он смотрит ужепессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно, не отизбытка счастья в "краю родном". Очевидно, что, кроме одиночества,его погнало в дорогу то же, что гонит на юг "тучки небесные" в другомстихотворении.Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, чтолазурь встречается и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою"Паруса" чужда. Ключевым понятием, новым словом этогостихотворения является указание на мятежность героя. Гармония ипокой Божьего творения не для него. Мятежность - характерная чертадуховного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский ("Жизньесть действование, а действование есть борьба") и Герцен ("Человекухочется действовать, ибо одно действование может вполнеудовлетворить человека"). О таком человеке лермонтовский "Парус", егонравственные качества как высшую жизненную ценность поэтутверждает средствами лирики.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА, Лермонтов