А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творчество Лермонтова непосредственное продолжение пушкинской линии - сочинение

Пушкинская эпоха, как ни была она противоречива,- эпоха надежд и упований; лермонтовский период - время глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов. «…Мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса,- то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости»,- писал Герцен, характеризуя мрачное десятилетие, наступившее вслед за расправой над декабристами.

Поэтому, отмечал Белинский, в лирике Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…». Однако поэзия тоски и отчаяния оказалась не менее активной, чем оптимистическая поэзия Пушкина. Это поэзия протеста и борьбы. Порицая общественные условия жизни 30-х годов, Лермонтов страдал от невозможности действия. «Так жизнь скучна, когда боренья нет»,- писал он в самом начале своего поэтического поприща. Наследуя идеи декабризма, поэт сделал новый шаг на пути углубления критического, социального начала в русской поэзии. Активно выступая в защиту человека, Лермонтов оказался «на самом левом фланге русского освободительного движения»  30-х годов. От него идут связующие нити к творчеству революционных демократов 50-60-х годов: Некрасова, Чернышевского, Добролюбова.

Специфические условия, в которых протекала поэтическая деятельность Лермонтова, повлияли на характер творчества поэта. Лермонтов рано натолкнулся на сопротивление социальной среды. В эпоху реакции поэт почувствовал это острее, чем Пушкин. Он писал:

В одном все чисто, а в другом все зло,
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным.
Все его Мученья происходят оттого.



 
Лермонтов глубоко раскрыл связь порочного в человеке с социальными обстоятельствами. В то же время чутьем гениального художника он понял: чтобы избавиться от злобы и коварства, лести и предательства, чтобы сделать личность сильной и благородной, нужны не только социальные преобразования, хотя с них надо начинать,- необходима еще духовная просветленность. Это привело к усилению психологической и критической линий в творчестве поэта, определив его мировую масштабность: «…Не назовем мы его ни Байроном, ни Гете, ни Пушкиным… ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет - Лермонтов»,- писал Белинский. Действительно, Лермонтов - совершенно неповторимый и глубоко самобытный художник. Его поэзия - это особый мир мятежных страстей, могучего порыва к прекрасному. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 г. По материнской линии он происходил из богатого, известного в России дворянского рода Столыпиных. Детские годы Лермонтов провел в селе Тарханы Пензенской губернии. Рано лишившись матери, а затем и отца, он воспитывался у бабушки Е. А. Арсеньевой. С 1828 г, Лермонтов учится в благородном пансионе в Москве. В 1830 г. он поступил на нравственно-политическое отделение университета, но вскоре, после столкновения с администрацией, вынужден был уйти из университета. В 1832-1834 гг. он учится в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, затем служит в гусарском полку, находившемся в Царском Селе. В 1837 г. Лермонтов откликается на убийство Пушкина стихотворением «Смерть Поэта» и становится известен всей читающей России. Гневное обличение убийц Пушкина, «свободы, гения и славы» палачей, вызвало резкое раздражение Николая I. Он приказал выслать поэта на Кавказ, определив ему службу в действующей армии. Так Лермонтов наследовал не только славу Пушкина, но и его судьбу. В 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтов возвращается из ссылки в Петербург. Он печатается в «Отечественных записках», самом солидном журнале тех лет, становится властителем дум передовой молодежи. Но в 1840 г. за дуэль с сыном французского посланника де Барантом поэт вторично был сослан на Кавказ и там, втянутый в новый конфликт, убит на дуэли у подножья Машука (Пятигорск) 15 июля 1841 г. Существует несколько версий насчет обстоятельств последней дуэли Лермонтова с отставным майором Мартыновым. Часто пишут о причастности III отделения и даже самого Николая I к поединку. Белинский имел все основания говорить о том, что в лирике Лермонтова отразился «исторический момент русского общества». Действительно, какую бы тему ни затрагивал Лермонтов в стихотворениях - природа, любовь, личные страдания,- во всем чувствуется связь с наболевшими вопросами времени. «Исповедь души» впервые предстала в русской литературе столь последовательным и настойчивым поиском нравственно-философской и социальной истины. Этим определяется также специфическое качество поэзии Лермонтова как поэзии мысли.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творчество Лермонтова непосредственное продолжение пушкинской линии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Творчество Лермонтова непосредственное продолжение пушкинской линии
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Творчество Лермонтова непосредственное продолжение пушкинской линии, Лермонтов