Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова - сочинение
Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих
мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-
исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения»,
важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов
раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт
говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как
бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице
старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в
бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя
подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую
жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении
«Родина» он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
а в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» поэт презирает «страну рабов,
страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где
«стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:
Друг! этот край... моя отчизна.
Лермонтов выступал с гневным, обличительным протестом против порядков
самодержавной России николаевского времени, но социальная несправедливость,
царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В
стихотворении «Спеша на север из далека...» он говорит:
Боюсь сказать! — душа дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
А в стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне...» он признается
в любви к стране близких и родных ему людей, к тому месту, где он родился,
которое зовется родиной:
...Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна
— духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не
гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в
философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих
закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере
диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не
просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни
человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет
стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с
изгнанничеством поэта:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Тучи, облака — устойчивые символы абсолютной свободы у поэтов-
романтиков. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» запечатлены
редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние
просветленности, которое смиряет душевную тревогу поэта, его сомнения в
возможности счастья на земле, его одиночество:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Для Лермонтова природа — предпочтительный собеседник, бесконечный
источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та
красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает
вопрос:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Все, что дорого поэту, роднит его со своей страной. Он любит простой и
надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез»,
радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга:
то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно
и резные ставни — и герой откликается душой на все впечатления окружающей
народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот
идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или
воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» именно
мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному,
подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету.
«Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и шуршащие под
ногами желтые листья — все это приметы подлинного, реального мира,
воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о
прошлом, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность:
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через
конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих
берез», «дымок спаленной жнивы».
Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и
мощные богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и
раздумья о бесправии и горьком рабстве народа.
6. Тема поэта и поэзии.
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко
выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности,
деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда
боренья нет... Мне нужно действовать». Для него творчество — «всесожигающий
костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит
разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его
исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово
часто бессильно открыть ее. Об этом он говорит в стихотворении «1831-го
июня 11 дня»:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу...
Со временем поэзия Лермонтова все более кристаллизуется как поэзия
страстно ищущей и анализирующей мысли, как поэзия бунтарства, протеста,
социально-политической борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и декабристам,
поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного
поэта — пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь,
независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего
людей на битвы за свои человеческие права, за свободу. В условиях
жесточайшего деспотического произвола Лермонтов посвящал свою лиру
обличению социальной, пассивности. Гневным стихом, проникнутым сарказмом,
«облитым горечью и злостью», он творил карающий суд над людьми-масками, над
пошлостью, бездушием и внутренней опустошенностью светского общества.
Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта открываются нам в
стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта». Это стихотворение, связанное с
трагической гибелью Пушкина, сразу прозвучало на всю Россию. Бросая горький
упрек светскому обществу, поэт говорит:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Пушкин погиб, потому что
Восстал он против мнений света
Один, как прежде...
Поэт вступил в свет и тем самым нарушил запрет судьбы, повелевавшей ему
быть одиноким:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным?..
Вот в чем для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт обречен на
одиночество, но не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет.
Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на
муки и страдания, выпавшие на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в
служении своим идеалам, как кинжал, который подарен «лилейной рукой»:
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
А мечтал Лермонтов о том, чтоб «он нужен был толпе»:
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была
объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый
властный зов. В финале стихотворения звучит вопрос:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема
этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его
толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в
образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех
земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может
увидеть простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое
учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она
жестоко преследует, глумится и унижает Пророка:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не
приняла его ученья:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом стихотворении показан трагический конфликт между поэтом,
проповедующим «любви и правды чистые ученья», и презирающим его обществом.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Лермонтов
> Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова