А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М Ю Лермонтова - сочинение




Творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки,- "эпоху безвременья". Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея "декабризма". Третье десятилетие XIX века-это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, челове ком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее. Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение "Дума". Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума - размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.

Вторая особенность текста - это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа ("наше", "мы"). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: "Печально я гляжу на наше поколенье! "-поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами "бездейственное", "бесплодное", "бесцельное", "бесполезное". В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее - это "ровный путь без цели", а будущее - "иль пусто, иль темно". Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова: "И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови". И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Если и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения. Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен...". Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью. В стихотворении возникает портрет общества: "образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: "бестрепетные руки", "холодные руки"-такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта - это Родина, природа, детство, гармония: "Люблю мечты моей созданье..." Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не€званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..



 
Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово - "железный стих". Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен. Обратимся к стихотворению "Пророк", которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пушкина; и в самом деле, "Пророк" Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт - это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как "старцы" учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту: Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту. Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием. Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла "эпоха безвременья ", которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М Ю Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М Ю Лермонтова, Лермонтов