А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэма М Ю Лермонтова «Демон» - сочинение

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей...
М. Лермонтов

Поэму «Демон» можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет семь редакций. В ее основу положен библейский миф о
падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в дух зла. В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладьа вал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.

Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл, приобретают смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лер­монтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля:
Где преступленья лишь да казни. Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить.

Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников:
... всесильный Бог, Ты знать про будущее мог, Зачем же сотворил меня?

Азраил, как и Демон,— изгнанник, «существо сильное, но побежденное». Он наказан не за бунт, а только за мгнавенный ропот. Ему было скучно одному. Он упрекнул Бога в том, что тот создал его раньше людей. Бог тотчас наказал | Азраила:
Я пережил звезду свою; Как дым рассыпалась она, Рукой Творца раздроблена; Но смерти верной на краю, Взирая на погибший мир, Я жил один, забит и сир.




 
Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона,сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон «жжет печатью роковой» все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова: Помчался — но куда? зачем? Не знаю... прежними друзьями Я был отвергнут; как эдем, Мир для меня стал глух и нем. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила «немой души его пустыню»: И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты! В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чув­ства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощу­тив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко все­му живому, потребность творить добро, восхищаться кра­сотой мира — все, чего лишил его Бог: Он любовался — и мечты О прежнем счастье цепью длинной, Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда. Почувствовав впервые тоску, Демон плачет: Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень. Нечеловеческой слезой!.. Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не про­сто красавица, этого было бы мало для любви. Он почув­ствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на та­кую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон. В поэме «Демон» заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страст­но искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность. Черты таких страдальцев- бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бун- товщик без положительной программы, гордый и отваж­ный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопо­ставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла и не виновен в нем.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэма М Ю Лермонтова «Демон». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Поэма М Ю Лермонтова «Демон»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Поэма М Ю Лермонтова «Демон», Лермонтов