А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Люблю отчизну я но странною любовью (М Лермонтов А Блок) - сочинение


В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.  Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов - романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:

    * Люблю отчизну я, но странною любовью!
    * Не победит ее рассудок мой,
    * а в другом резко выкрикивает:
    * «Прощай, немытая Россия!»

 - с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.  Блок - символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси - «степная кобылица», которая «несется вскачь».

Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока - «грустный»:

    * Ее степей холодное молчанье,
    * Ее лесов безбрежных колыханье,
    * Разливы рек ее, подобные морям…
    * ..Дрожащие огни печальных деревень…
    * Лермонтов, «Родина»
    * Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    * И моет берега.
    * Над скудной глиной желтого обрыва
    * В степи грустят стога.
    * Блок, «На поле Куликовом»

Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:

    * Да, были люди в наше время,
    * Могучее, лихое племя:
    * Богатыри - не вы.

Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта - эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.

    * Где ведуны с ворожеями
    * Чаруют злаки на полях…
    * «Русь»
    * У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни:
    * Я вижу полное гумно,

 
* Избу, покрытую соломой, * С резными ставнями окно… * «Родина» В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока - вихрь, свистящий в голых прутьях. * Поет преданья старины… * «Русь» * Твои мне песни ветровые - * Как слезы первые любви… * «Россия» Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». * Там рано жизнь тяжка бывает для людей. * Там за утехами несется укоризна, * Там стонет человек от рабства и цепей!.. * «Жалобы турка» Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»: * Так - я узнал в моей дремоте * Страны родимой нищету, * И в лоскутах ее лохмотий * Души скрываю наготу. * «Русь» Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна: * Живую душу укачала * Русь, на своих просторах ты, * И вот - она не запятнала * Первоначальной чистоты… * «Русь» С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая - два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Люблю отчизну я но странною любовью (М Лермонтов А Блок). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Люблю отчизну я но странною любовью (М Лермонтов А Блок)
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Люблю отчизну я но странною любовью (М Лермонтов А Блок), Лермонтов