А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина и М Ю Лермонтова - сочинение


И А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, являясь великими русскими национальными поэтами, не обошли в своем творчестве темы поэта и поэзии, их роли в обществе, задач и основных нравственных принципов развития общества и человека. Поэзия А. С. Пушкина, начало поэтической деятельности которого относится к началу XIX в., тесно связана с Отечественной войной 1812 г. и пропитана свободолюбивыми тенденциями декабристского движения в России. Его современник, не менее знаменитый поэт М. Ю. Лермонтов, жил в другое время, последекабристское. И разгул реакции, политических преследований и душевной опустошенности николаевского времени не могли не отразиться в его лирике.

Если творчеству А. С. Пушкина свойственно жизнеутверждающее, оптимистическое начало, то Лермонтов представляет собой другого, более пессимистический взгляд на мир.
А. С. Пушкин считал поэзию наградой, нравственным проявлением личности поэта. Существование личности поэта, возможность творить он связывал не только с творческой, но и с личной свободой. Независимость поэтического духа, социальная и творческая смелость поэта определяют его роль в обществе. Положение поэта в современной реальности чаще всего оставляло желать лучшего. Именно в стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.) поэт показывает, как велик разрыв между жизнью поэтов и остальным миром.

Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов хвалят все, питают — лишь журналы; Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон. Катится мимо их Фортуны колесо.
Но Пушкин выбирает свой жребий, бросая даже этим вызов сильным мира сего: «Мой жребий пал, я лиру выбираю!» Неслучайно поэтому в стихотворении «К Лицинию» (1815 г.) провозглашена основная задача поэта:
Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, В сатире праведной порок изображу и нравы сих веков потомству обнажу.
Он противопоставляет свою поэзию творчеству придворных поэтов:
Я не рожден царей забавить стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа.

Талант Пушкина не призван слагать оды, прославляющие царей и их приближенных. После подавления восстания декабристов и усиления николаевской реакции Пушкин в своем творчестве вплотную обращается к теме поэта и поэзии. Для этого периода особенно характерны такие произведения, как «Пророк», «Поэту», «Поэт».

Тесные дружеские связи с членами декабристского движения оказали непосредственное влияние на его творчество. Он с малых лет проникся свободным духом их политических и нравственных воззрений. Ведь не зря Рылеев писал: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин».

Цель и призвание поэта Пушкин видит только в одном — необходимости, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». В этом призвание поэта, его цель.

И М. Ю. Лермонтов, размышляя о судьбе стихотворца, приходит к выводу о том, что поэт обречен на непонимание, даже неприятие его обществом. Именно потому, что ему открыты потаенные причины возникновения реальных проблем:
С тех пор как вечный судья Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока («Пророк»).

Нравственные искания, пророчества и предвидение только восстанавливают людей против художника, даже раздражают их:
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

 
Испытывая на себе ненависть, измученный поэт в стихотворении Лермонтова уходит от людей и находит покой в пустыне. Посыпав пеплом голову, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи. Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. В этом случае он резко противопоставлен пушкинскому пророку, который, напротив, идет к людям. У Пушкина поэту даны не только «вещие зеницы», «жало острыя змеи», но и горящий уголь вместо сердца. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. В другом стихотворении, «Поэт», Лермонтов использует сопоставление таланта поэта с образом кинжала, который, являясь в прошлом грозным и бесстрашным оружием, теперь утратил свои боевые качества и променял звуки битвы на прозябание. Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Теперь он стал «игрушкой золотой», его звон не возбуждает людей к действиям. В эпоху николаевской действительности, когда поэзия загнана в рамки приличия и утратила свое прямое назначение, Лермонтов все же взывает к ней и хочет верить в ее пробуждение: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк, Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Пушкин твердо знает, что его творчество, целиком посвященное человеку, не оставит общество равнодушным к его имени: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в наш жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Пророческие слова поэта действительно сбылись: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Лермонтов не может быть по природе своей таким оптимистом, как Пушкин. Будущее своего поколения он представляет пустым и темным. У него нет доверия к людям. Одиночество, обращенное в себя, отягощенное обилием чувств и дум, — вот единственное, что может ждать мыслящего человека. Поэтому его пророк уходит от людей, скрывается от них в пустыне, а кинжал «блещет на стене» ненужной игрушкой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина и М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина и М Ю Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Тема поэта и поэзии в лирике А С Пушкина и М Ю Лермонтова, Лермонтов