А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирический цикл в творчестве Леси Украинки - сочинение



Лирическая поэзия – это страницы стремлений и страданий, порывов и сомнений, радости и горя поэтессы. Были в них звездные вершины, были и минуты отчаяния. Несомненно, что богатая, удивительная личность Леси Украинки отражается в мире поэзии. Но не следует воспринимать это прямолинейно, потому что «помните, - говорила поэтесса, что я ищу всегда в произведениях поэта не автобиографию, а такое что-то, что не его одного волновало бы». Поэтому не удивительно, что у писательницы преобладает общественно-политическая лирика. Кроме того, преимущество гражданских мотивов над всеми другими было уже традицией в украинской литературе, ведь после субъективной лирики поэтов-романтиков 20 - 40-х годов в поэзии утверждаются и доминируют эти мотивы.

Первая поэтическая книжка Леси Украинки «На крыльях песен» вышла во Львове в начале 1893 года. Тогда же в журнале «Заря» в статье «Наша литературная жизнь в 1893 году» Иван Франко выражает мнение, что этот сборник «составляет, без сомнения, важнейшее поэтическое достижение нашей литературы за 1892 год».

Сборник состоял из шести поэтических циклов, около тридцати стихотворений вне циклов, поэм «Самсон», «Месячная легенда», «Русалка». В произведениях молодого автора преобладают гражданские мотивы, мужественные интонации, жизненно утверждающее настроение. Первым аккордом было патриотическое обращение к родному краю – «К тебе, Украина, наша бездольная мать, струна моя первая отзовется». Так начинался цикл «Семь струн», который открывал книжку. Бескомпромиссное – «Или погибель или победа» - стало сквозным мотивом цикла «Слезы-жемчуга». Как кредо молодой поэтессы прозвучало стихотворение «Contra spem spero»:

Я на гору крутую кремневую
Буду камень тяжелый поднимать
И, неся ношу ту страшную
Буду песню веселую напевать.
Да! Я буду сквозь слезы смеяться
Среди бед петь песни
Без надежды таки надеяться
Буду жить! Прочь думы грустные!


 
Но особенное место в сборнике заняло стихотворение «Предрассветные огни». Удачной находке – образу предрассветных огней, которые удостоверяют люди рабочие, суждено было стать не только символическим в творчестве Леси Украинки но и, в известной мере, символом времени – такое художественное обобщение социально исторических явлений содержал он в себе. В сборник вошла также пейзажная и любовная лирика – циклы «Путешествие к морю», «Крымские воспоминания», «Звездное небо». Мир природы в воображении поэтессы – это страна солнца и золистой голубизны. Такое миропонимание отвечало целостному поэтическому настроению книжки, хотя и нарушали его избыточные вздохи, сожаления, слезы. Самой слабой оказалась любовная лирика, которой еще не хватало художественных находок, мешали сентиментальные атрибуты альбомного стихосложения. Ранние произведения поэтессы не лишены примет ученичества, подражания писательским авторитетам. Первый поэтический сборник Леси Украинки «На крыльях песен» удостоверял приход в украинскую литературу новой силы, потенциальные возможности которой были неопровержимыми. Она обогащала национальную поэзию новыми мотивами, образами, разнообразила ритмичное и строфическое строение стихотворения. В 1899 году во Львове выходит второй сборник стихотворений Леси Украинки – «Думы и мечты». Это было этапное явление украинской поэзии конца ХІХ – начала ХХ века. Новый поэтический сборник Леси Украинки отмечался четкой, законченной композицией, идейно тематической целенаправленностью. Ее открывала поэма «Давняя сказка», и этот зачин звучал как голос поэта-гражданина, с позиции которого выступил автор. Он утверждал силу поэтического слова-дела, высокое назначение писателя как выразителя интересов народа. Следующая поэма – «Роберт Брюс, король шотландский» - это волнующий рассказ о доблестном вожаке шотландского народа в борьбе против английских завоевателей. Темой патриотизма, героическим пафосом поэма органично соединялась с целенаправленностью главного сборника. За поэмами шли три поэтических цикла: «Мелодии», «Невольничьи песни», «Отзывы», которые дальше развивали тему призвания поэта. Она особенно остро и непосредственно нашла воплощение в стихотворениях с красноречивыми заглавиями – «Поэт во время осады» и «Слово, почему ты не твердая сталь». Последнее стало программным в творчестве Леси Украинки. Второй важной приметой нового сборника было утверждение героического, которое характеризовало авторскую концепцию нового человека, сформированного на грани двух веков. Содержание и форма художественного выражения героически отвечали духу времени, его требованиям и потребностям. Этот «дух времени» так характеризует А. В. Лучанский, который принадлежал к близкому поэтессе кругу киевской молодежи. «Говоря от имени молодежи, с которой я позже рос, и зрел, и которая позже, присоединившись к передовому пролетариату, в конце концов, осуществила наибольший акт в истории России, я могу сказать, что мы хотели героизма». Самым характерным в этом плане был цикл политической лирики «Невольничьи песни» - один из наивысших всплесков революционного слова поэтессы. Цикл объединяет сквозная мысль: «Что слезы там, где даже крови мало!», а также общий героический пафос заключается в выражении «образа времени».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирический цикл в творчестве Леси Украинки. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Лирический цикл в творчестве Леси Украинки
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Лирический цикл в творчестве Леси Украинки, Леся Украинка