А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Общая характеристика лирического творчества Леси Украинки - сочинение



Шире всего всенародное признание Леся Украинка снискала как поэтесса, ее имя вошло в сознание поколений как символ мужества и борьбы. «Своими мыслями она обнимает весь украинский народ. Она старается разбудить в сердцах этого народа веру в лучшее будущее и в собственные силы». Стихотворения писала в течение всей творческой жизни: известно нам первое стихотворение «Надежда» датированное 1880 годом, последнее – «О великан» - 1931.

В творчестве каждого писателя важно определить два главных аспекта: содержание и характер написанного и место и роль его в истории литературы. Для анализа творчества Леси Украинки это особенно существенно, потому что по идейно-художественному смыслу и значению для истории ее поэзия занимает особенное место.

До Леси Украинки были великие поэты – Тарас Шевченко и Иван Старицкий, Павел Грабовский. Это были определенные образцы и те традиции, к которым не была безразличной муза юной поэтессы, пока не определился ее собственный творческий путь. Рано ознакомилась она с классикой русской литературы, хорошо знала Пушкина, Лермонотова, Некрасова, неоднократно цитировала наизусть их строки. Широко осведомлена была Леся Украинка и с мировой литературой, немало переводила поэтических произведений зарубежных авторов, в частности Гейне, Гюго, Мицкевича, Франко, были также Леонид Глыбов, Степан Руданский, Михаил Конотопицкий, что тоже отразилось на выработке индивидуального стиля писательницы.

Но главное, что определяет «образ индивидуальности» поэта, - это идейная целенаправленность его творчества. «Идейность его произведений, - пишет И. Франко, - является итогом такого, а не иного способа мышления, желания и ощущения автора, манифестацией его души, образом его индивидуальности».

Мир поэзии Леси Украинки, разнообразно-богатый, ярко индивидуальный, эмоционально возвышенный. Ее талант лирика полнее всего раскрылся в гражданской поэзии. Рассматривая жанры общественно-политической лирики в контексте сознания эпохи, убеждаемся, что образное мышление поэтессы органично связано с реальной жизнью, с важнейшими событиями того времени. Именно поэтому обоюдоострые мечи и зарницы, огнистые песни и звон кандалов, громы весенней бури и борцы-прометеисты появляются в творчестве Леси Украинки как эстетическая необходимость. Тема революционной борьбы, любовь к родному краю, размышления о будущем народа, задачи, и обязанности писателя определили главный пафос творчества писательницы, а вместе с тем и мир художественных образов.

 
Поэтическое наследие Леси Украинки вмещено в сборниках «На крыльях песен» (1893), «Думы и мечты» (1902), «Отзывы» (1913). В последнее десятилетие своей жизни (1903-1913) она написала еще свыше ста стихотворений, половина из которых при жизни автора не печаталось. Среди них «Дым», «Песни о воле», «Упоенные на пирах кровавых» и другие. Иван Франко наибольший среди современников знаток и ценитель поэзии Леси Украинки, подытоживая ее творческую наработку, в 1900 году писал: «Главной ее силой является лирика и описание сцен и ситуаций, которые выплывают из лирического настроения. Здесь каждое слово имеет силу и пластику. Леся Украинка умеет простыми словами вызывать глубокое впечатление». С первых шагов литературного труда поэтессы замечаем ее тяготение к лирическому циклу как принципу компоновки поэзии. Это «Путешествие к морю» (1888), «Семь струн» (1890), «Крымские воспоминания» (1890-1891) и другие. Интерес к циклу как композиционному средству лирики не теряется в течение всей литературной деятельности автора («Весна в Египте» - 1910, «Из подорожной книжки» - 1911). Лирический цикл в творчестве Леси Украинки выполняет важную структурную функцию и обогащает возможности лирических жанров. Предмет изображения подается в разных аспектах, лирическое стихотворение перерастает рамки одноразовой вспышки чувства, мысли, настроения, и становится органической частью целого. Среди других стихотворений оно дополняет и расширяет внутренний подтекст, что объединяет весь цикл. В лирический ряд вносит элемент повествования, и такое изложение материала дает преимущество автору в выражении замысла: появляется многоплановость, разное виденье объекта изображения усиливает главную идею. Этим достигается несвойственная лирическому роду письма эпическая широта, объемность. Стихотворения цикла в совокупности творят будто подвижную панораму, значительно более широкую сюжетную картину, чем это может постичь одно только лирическое произведение. У Леси Украинки встречаем разные принципы компоновки цикла. Прежде всего, это идейно тематический принцип, когда все стихотворения цикла объединены сквозной идеей. Например: поэтическое слово – оружие, меч обоюдоостр на врага в цикле «Ритмы». Преимущество зрительных впечатлений способствует творению из отдельных лирических этюдов сплошной, развернутой картины («Путешествие к морю»). Музыкальный принцип усиливает звуковые впечатления. Здесь особенное смысловое значение приобретает мелодия стихотворения. Музыка слова («Семь струн», «Мелодии»). Такой способ заключения поэтических книжек был новым явлением в украинской литературе. До того стихотворения в сборниках размещались по хронологии или по другим формальным признакам. Леся Украинка одновременно с Иваном Франко утверждает новый принцип композиции поэтической книжки, в основе которого лежат категории содержания, а не формы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Общая характеристика лирического творчества Леси Украинки. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Общая характеристика лирического творчества Леси Украинки
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Общая характеристика лирического творчества Леси Украинки, Леся Украинка