А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Лукаша в драме феерии Леси Украинки «Лесная песня» - сочинение


Мы знаем теперь, кто был тот «человеческий мальчик», что пленил своей игрой, а дальше и влюбил у себя дочь леса, нежную красавицу Мавку. Это - Лукаш, сын простой крестьянки-вдовы, племянник доброго и мудрого дяди Льва. В драме не представлена предыстория жизни Лукаша, так как в этом не было потребности. Начало его жизни в произведении совпадает с первыми шагами от детства до юности. Он появляется возле лесного озера одного праздничного дня  ранней  весной в сопровождении своего дяди. Все существо Лукаша, как и природа, вокруг, переживала ту прекрасную пору цветения, когда сердце переполнено мечтами о счастье, а весь мир кажется невыразимо прекрасным. Хочется жить и прославлять жизнь. И Лукаш прославляет его нежным пением свирели, которую он только что вырезал и смастерил в приозерных камышах. Из самого начала поэтесса подчеркивает незаурядную музыкальную одаренность юноши. Как за народной легендой перелетные птицы приносят на крыльях тепло, так Лукаш своим пением пробуждает в природе бушевания жизни. На пение его свирели «сначала на вербе и ольхах запестрели сережки, потом береза пением залепетала. На озере раскрылись лилии белые и зазолотили цветки на водяной лилии. Дикая мальва проявляет нежные бутоны».

Духовный мир Лукаша раскрывается в его портрете. «Лукаш,- пишет Леся Украинка,- очень молодой мальчик, красивый, чернобровый и стройный, в глазах еще есть что-то детское; избранный так же в полотняную одежду, только из тонкого полотна; рубашка «на выпуск», с выложинным воротом, подпоясанная красным поясом, круг ворота и на чехлах красные застежки; свиты он не имеет; на голове шляпа; на поясе ножик и ковшик из лыка на бечевке». Обратим внимание на одну важную психологическую деталь портрета: в глазах Лукаша есть что-то детское. Это не только указание на незапятнанную обыденной жизнью душу юноши, а и внешнее проявление присущие ему стыдливости, любознательности, чрезвычайной заинтересованности во всем. Детское выражение в глазах Лукаша - это жизнерадостность, нежность, влечение ко всему красивому, необыкновенному. Среди других положительных черт характера Лукаша поэтесса оттеняет его краткость, искренность. Он с большим уважением относится к старшим, употребляя уважение, множество при обращении, любит дяди Льва, прислушается к его мудрым поучениям о том, как следует понимать тайны природы, «как с чем и круг чего обойтись». В его языке нет бранных слов или грубых выражений.

Мавка пробудила в Лукаше наилучшие порывы нежной души: она окунула в его сердце пылкую надежду на общее счастье, вызвала в ответ любовь, развила присущую его характеру поэтичность, певучесть. Но характер Лукаша не отмечался такой гармоничностью, как характер Мавки. Светлые черты его натуры чередовались с темными. Буржуазная критика делала из этого вывод о якобы естественную «двойственность» характера Лукаша, который в нем, дескать, от природы существовало «две души». Но суть «двоедушия» Лукаша не в особенностях его как человека, а в тех социальных условиях, в которых он воспитывался и которые наложили на него заметное отражение. Уже первый разговор Лукаша с Мавкою обнаруживает его нерешительность. Удивленная равнодушием, с которым Лукаш говорит о выборе будущей жены, Мавка спрашивает: «Разве ты сам себе не найдешь пары?» «Я, может, быть, и нашел, и…», ищет ответа на тот вопрос Лукаш и замолкает. С развитием действия что то недосказанное становится понятным. Я нашел бы себе жену по любви,- будто говорит он,- но кто знает, как отнеслось бы к этому  все село. Решительности же стать в конфликт с вековыми обычаями и неписаными законами ему не хватает.

Встретив Мавку и ощущая к ней необыкновенное влечение, Лукаш, тем не менее, не заботится, чтобы и первая встреча не была последней, а полагается на волю обстоятельств. Когда на оклик дяди Льва Лукаш «подается идти», Мавка спрашивает его: «А возвратишься?» Юноша отвечает одним лишь: «Не знаю». Таким же нерешительным оказался он и позднее. Лукаш старается защитить Мавку от несправедливых укоров матери, но та попытка была непрочной и заканчивалась его же уступкой. Юноша знает заведомо, что мать будет «нехорошей» свекровью для Мавки, но противодействовать, поэтому не может. Больше того, он даже старается оправдать инициативу матери в отборе невестки, так как она, дескать, руководствуется в этом стремлением взять в дом добрую хозяйку, работницу и помощницу, а на самом деле - связанную родственными узами безотказную батрачку:

    * им невестки не нужно,
    * так как нужно помощи - они старые.

 
* Чужую все к работе заставлять * не выпадает… Батраки - не дочери… Если перед наступлением матери Лукаш все время отступал, теряя лучшие свои черты, то перед наступлением Калины он капитулирует. Прищепленные условностями мира владельцев отрицательные черты на некоторое время приглушили здоровое моральное начало в его души. Лукаш топчет свои чувства к Мавке и вступает в брак с Кылыной. Очень характерно, что в настоящее время Лукаш не только отвернулся от Мавки, но и отошел от своего дяди, с которым до сих пор не разлучался. Волчье подобие, которого он приобрел в результате свое отступничество, разновеску для него. Он стремится снова стать человеком, и в этом помогает ему Мавка. Лукаш снова поворачивается к творческой жизни, но поворачивается другим. Теперь в его словах ощущается твердость, которая вызывает не только удивление, но и страх Калены. Лукаш не износит обидных споров матери и жены; он не может дальше жить в обстановке бесконечных мелочных ссор, образ и пренебрежения: * ? И дайте вы мне спокойствие! Вы хотите, чтобы я не только из дома, А со света прочь сошел? Бог мой, сойду! Осматривая свой жизненный путь, Лукаш в мечтах снова поворачивается к Мавке. Вокруг зима, но мечты Лукаша весенние, радостные. Его «победное пение любви покрывает тоской», вызывает внезапный расцвет весны, как символ счастья, к которому все время звала своего возлюбленного Мавка, на путь, на который окончательно стал он в последние минуты жизни. Трагедия Лукаша - это трагедия талантливой личности в тяжелых условиях жизни.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Лукаша в драме феерии Леси Украинки «Лесная песня». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Образ Лукаша в драме феерии Леси Украинки «Лесная песня»
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Образ Лукаша в драме феерии Леси Украинки «Лесная песня», Леся Украинка