А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Раиса Павловна Гурмыжская в комедии "Лес" - сочинение




В «Лесе», как и во всяком другом произведении, отражается авторский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного общения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения «построены на ремарках», и пьеса «Лес» не является исключением. Теперь рассмотрим конкретные ремарки в данном произведении и попробуем понять их значение. В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей. В комедии «Лес» список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме.

Следующая затем «звездная пара» господ Милонова и Бодаева обобщена как «богатые соседи Гурмыжской». После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он — «купец, торгующий лесом». А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместилищем «темных сил», с другой — он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится. «Петр, его сын». Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в «Грозе», он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний персонаж — это Алексей Сергеевич Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике.

Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лирический или же бытовой фон.

Большое значение имеют ремарки, описывающие характеры героев. Здесь я остановлюсь лишь на одной героине, характеристика которой наиболее полно отражается в ремарках, — это сама Гурмыжская. Особенно интересны для ее характеристики пояснения, не относящиеся прямо к ней, а характеризующие поведение героев, с которыми она вступает в разговоры. Например, ее диалог с Аксюшей. Во всю его продолжительность девушка отвечает, «потупя глаза, тихо». Сама Гурмыжская во время беседы говорит «со смехом», как бы издеваясь над Аксюшей.

Это можно было бы рассматривать как простые функциональные ремарки, характеризующие взаимоотношения между бедной родственницей и ее богатой благодетельницей, если бы самих героинь мы воспринимали так же. Но разве не видим мы в Гурмыжской некую «царицу» в этом ограниченном мирке, ее поместье. Она как какая-то колдунья или Баба Яга, прикрываясь маской добродетели, творит свои «темные дела». Например, продает лес, единственное живое место, что в ее имении еще осталось. С этой точки зрения боязнь Аксюши взглянуть ей в глаза чувствуется нами совсем по-иному, возникает какое-то ощущение суеверного страха.

Продолжая эту тему, надо сказать и о разговоре Гурмыжской с Улитой, ее верной служанкой. В то время как последняя «таинственно» пересказывает ей новости, Гурмыжская «смотрит ей в глаза», пытаясь выведать, не скрыла ли та чего. В таком аспекте эти ремарки можно уже отнести и к характеристикам, и к пояснениям, создающим определенное «настроение» произведения. На примере разговора Гурмыжской с Улитой можно показать и еще один любопытный момент, отраженный в ремарках. Как уже было сказано, Гурмыжская только притворяется добродетельной, но ведь не она одна. Все обитатели ее дома, включая Милонова и Бода-ева, играют роли, и эта театральность их поведения передана в ремарках. В вышеупомянутой беседе героини постоянно делают поясняющие жесты руками, о чем указано в ремарках, говорят с «жаром». Для того чтобы подчеркнуть ненатуральность всех этих людей, вводится в произведение и Несчастливцев. В одной из ремарок даже говорится о том, что его высказывание взято из Шиллера. И подобным образом как бы ставится под сомнение правдивость речей всех там присутствующих, тем более что никто из них не догадался о принадлежности этих слов пьесе «Разбойники».

И последние ремарки, которые мне бы хотелось рассмотреть в своем сочинении, — это пояснения к разговору о купле-продаже леса между Гурмыжской и Восьмибратовым. В их разговоре аж два раза встречается ремарка: «молчание». Зачем она здесь? Для усиления пафоса, для привлечения внимания. Но к чему? Обычный разговор, подумаешь, лес. И здесь опять же приходит на ум мысль о единственном в этом «мертвом царстве» живом уголке, от которого спешит избавиться его хозяйка, не умея сберечь. И опять же смысл ремарок приобретает более высркое значение. Это уже не чисто функциональные пояснения, а своеобразный «восклицательный знак».

Можно было бы поговорить и о чисто функциональных ремарках, но в данном случае это кажется мне не столь уж необходимым.


 
Заканчивая свое сочинение, хочу отметить, что меня не перестает удивлять многообразие «детализационной символики», которое авторы используют в своих произведениях. Сюда же, несомненно, относятся и ремарки. Комедия «Лес» тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. Островский замечательно почувствовал, что в России 60-х годов «все переворотилось и только укладывается» (Л. Толстой «Анна Каренина»). В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье. С крушением крепостного права разрушаются патриархальные устои в жизни общества и семьи. Человек оказывается один на один с самим собой. Все это происходит на фоне совершенно новых экономических отношений. «Бешеных денег» не стало хватать для людей, привыкших жить на доходы от крепостных имений. Дворяне втягивались в борьбу за средства существования в соответствии со своими способностями: одни становились предпринимателями, другие - вырубали и распродавали родовые вотчины. Обедневшие дворяне пополняли ряды трудовой интеллигенции. Затрагивая все эти проблемы в «Лесе», Островский сосредоточился на нравственном аспекте происходящих перемен в России. В глухом помещичьем захолустье (усадьба «Пеньки») сталкиваются и спорят люди, которых трудно было представить в одной компании раньше - помещица Гурмыжская и уездная знать, неграмотный купчина и провинциальный актер. В рамках семейного конфликта дается острая характеристика русского общества пореформенной эпохи. В первом же действии мы узнаем, что судьба леса, который продает Гурмыжская Раиса Павловна, решает участь многих людей. В пьесе передана атмосфера взволнованного возбуждения происходящими переменами. Дворянская усадьба, ее хозяева и соседи обрисованы со всей силой сатирического обличения. Барыня проматывает свое состояние с любовником, распродавая землю. Она играет роль благородной, бескорыстной, скромной и великодушной. Ее подлинная сущность - хитрая, лицемерная, жестокая, жадная. Она пожалела денег на образование своего племянника, ей жалко денег и для приданого Аксюше, но она лицемерно печется о «бедном мальчике» Буланове, недоучившемся гимназисте, за которого она хочет выйти замуж. Очень выразительны соседи Гурмыжской. Это прекраснодушный Евгений Аполлонович Милонов, который «одет изысканно, в розовом галстуке», и отставной кавалерист Уар Кирилыч Бодаев. Милонов произносит сладкие речи о добродетели и тоскует лишь об ушедших временах крепостничества, стремится всеми силами воспрепятствовать переменам, воюет с земством. Бодаев - грубый, неумный, прямолинейный человек, напоминает Скалозуба. Островский показывает нам нравственную деградацию дворянства. Высокая духовность умирает в дворянской среде, заменяется черствостью, трезвым эгоизмом, грубой корыстью. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний «мужик» купец Восмибратов. Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для «дворянских гнезд» форм жизни, не пожалеет красоты лесов. Островский показывает столкновение материальных интересов помещиков и буржуазии. Лес - центральный образ комедии, символ. Продажа леса — конец помещичьего господства, потеря власти. Но лес, «сыр-дремучий бор», является и символом дремучести, дикости, варварства, жестокости человеческих отношений. «Тут все в порядке... как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», - говорит Несчастливцев. Иллюзии Несчастливцева кончились, он прозрел. Тем, кто честен, не терпит подлости, не участвует в интригах, имеет собственное мнение и достоинство, сочувствует горю и несчастью других, нет места в этом лесу. «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? — спрашивает Несчастливцев. — Зачем мы спугнули сов и филинов? Что им мешать?» Уходит навсегда из родных мест Несчастливцев, покидает усадьбу «Пеньки» Аксюша. Существующим отношениям бесчеловечности, жестокости, неискренности и лжи Островский противопоставляет мечту о людях с яркими и сильными характерами, глубокими и искренними чувствами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Раиса Павловна Гурмыжская в комедии "Лес". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лес > Раиса Павловна Гурмыжская в комедии "Лес"
Лес

Лес


Сочинение на тему Раиса Павловна Гурмыжская в комедии "Лес", Лес