А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ оды Ломоносова в честь восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны - сочинение



 Данная ода М. В. Ломоносова была посвящена важному событию в общественной жизни России - восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. В сознании современников приход к власти этой императрицы связывался с окончанием мрачной эпохи правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны и «власти чужой руки» - бироновщины. Освобождение от засилья немецких временщиков вселяло надежду на возрождение национальных творческих сил - науки и культуры. Но не только этим ознаменовалось восшествие на престол этой императрицы - она «поставила конец» русско-шведской войне. М. В. Ломоносов, как один из самых просвещенных людей своей эпохи, не мог не питать надежды на скорое и неминуемое возрождение страны, ведь мирное течение жизни, разумное правление, внимание к наукам и просвещению воспринимались как залог будущего процветания России. Ода имеет традиционный ломоносовский зачин:

    * На верх Парнасских гор прекрасных
    * Стремится мысленный мой взор,
    * Где воды протекают ясны
    * И прохлаждают муз собор.

Поэт в оде - творец, создатель, он словом создает такой мир, где нет места обыденным предметам и словам. Он сбрасывает с себя земную оболочку и высоким «штилем» высокой оды говорит с нами о неземном существе. Дух его способен… нет, не отречься от земного, но увидеть в реальности тот истинный смысл, божественное провидение и божественное предназначение реальных земных предметов, событий:

    * Там холмы и древа взывают
    * И громким гласом возвышают
    * До самых звезд Елисавет.

 
По мнению поэта, светлый день восшествия императрицы - это день спасения всего «российского рода». В оде императрица предстает как объект поклонения, восхищения и любви. Высокие комплименты Елизавете - не просто следование одическому этикету и повторение традиционных поэтических формул. Для образованного человека XVIII столетия, верящего в возрождение традиций сильного государства и деятельно участвующего в нем, особое значение имеет личность, руководящая этим процессом. Идея человека-созидателя, человека-вдохновителя была очень близка Ломоносову, имевшему все основания считать себя личностью и творцом. Подводя итоги жизни, он прямо говорил о своей государственной роли: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». И «дщерь Петра» тоже виделась ему как защитница и продолжательница трудов человека, «какой не видан был от века»: * Россия ревностно вздыхала * И сердцем всякой час взывала * К тебе, защитнице своей: * Избавь, низвергни наше бремя, * Воздвигни нам Петрово племя, * Утешь, утешь своих людей. В оде высказывается мысль о том, что Россия без Петра заснула в скорбной темноте, но восшествие на престол Елизаветы рассеяло ночной мрак. И в этом поэт видел божественное провидение, ибо Господь, обратив свой взор в полночный край, увидел глубокий мрак, царящий в России. Весь народ преклоняет колени перед светом, пролитым Господом, «что взвел на трон Елисавету». Наступила пора решительных, кардинальных изменений. Благополучие страны в настоящем - это залог процветания в будущем. Не случайно поэт обращается к потомкам, ведь именно им предстоит оценить истинное значение событий, происходящих в это время. Что скажут они, увидев, например, на картине лик славной императрицы? Ломоносов верит - они увидят, что российские поля и города прекрасны, а Европа, ожидающая установления мира в России, будет покорена силой и красотой российской императрицы. Оду пронизывает глубокая вера поэта в будущее могущество и благополучие своей родины. Высокому гражданскому содержанию оды соответствует и ее композиционная структура. Эмоциональное воздействие на читателя оказывает, в частности, ее торжественно-патетический стиль, включающий гиперболические описания («Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днем, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход»), космические сравнения («Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»), риторические фигуры («О бысть! О твари обладатель! Ты паки света нам создатель, что взвел на трон Елисавет»). Разнообразны средства, с помощью которых Ломоносовым создается торжественный, высокий стиль оды. Среди них можно назвать славянизмы (град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, то-ликий, огнь, узреть), усеченные формы прилагательных (днешне торжество, российски грады, вяща радость), восклицания («О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «Овы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!»), риторические вопросы, обращение к античной мифологии («верх Парнасских гор прекрасных»). Привлекают внимание также яркие, богатые и разнообразные эпитеты: красны лики, заря багряная, скорбная темнота, сладостный покой. Благодаря многообразию и выразительности применяемых Ломоносовым художественных средств, его оды заняли достойное место среди высочайших творений российской поэзии. И среди них «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Анализ оды Ломоносова в честь восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Анализ оды Ломоносова в честь восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны
Михаил Ломоносов

Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Анализ оды Ломоносова в честь восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны, Ломоносов