А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирика М В Ломоносова - сочинение



Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся ученый и поэт. Этот человек был поистине уникальным, его кругозор охватывал различные области знаний: от естественных наук до литературы. Вклад М. В. Ломоносова в физику, химию, астрономию, литературу неоценим. Но в этом сочинении мы поговорим о М. В. Ломоносове как поэте.

Ломоносов родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора в деревне Денисовка, на острове, который располагался в низовьях Северной Двины. У отца М. В. Ломоносова, Василия Дорофеева, черносошного крестьянина, были земля и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы, где нередко подвергался опасностям. 

Грамоте М. В. Ломоносов научился сравнительно рано. Первыми его «вратами учености» были словенская грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого. Стремясь получить знания, Ломоносов в 1731 г. ушел с обозом в Москву, где был принят в «Спасские школы». Много горя и нужды пришлось вытерпеть здесь М. В. Ломоносову: укоры отца, «несказанная бедность», насмешки школьников. Но способности, примерное поведение, быстрые успехи, а главное — огромное желание учиться М. В. Ломоносова были замечены. 

В 1736 г. в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко- латинской академии он вызван в Петербург для того, чтобы продолжить обучение при Академии наук. В сентябре того же года М.В. Ломоносов был послан в Германию, а именно в Марбург к Христиану Вольфу для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». Но стремление М. В. Ломоносова к знаниям не ограничивалось естественными науками. Большой вклад он внес в развитие русского языка и литературы, в частности поэзии. А. С. Пушкин сказал о нем: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

В «Письме о правилах русского стихотворства» М. В. Ломоносов изложил принципы, завершавшие реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским. Важнейшим вкладом Ломоносова в литературу была разработка «трех штилей», которые он считал необходимыми. Он выделил высокий, средний и низкий стили. «Высокий» был наиболее насыщен элементами старинной книжности, «средний» состоял из «речений больше в российском языке употребительных», в «низком» стиле использова-лись слова и выражения, которых вовсе нет в церковнославянском языке, а также допускались «простонародные низкие слова».

Главнейшие особенности поэтического стиля М. В. Ломоносова, такие как торжественный тон, яркие метафоры и сравнения, четкий ритм, символы и аллегории, — все это убедительно доказывает, что Ломоносова всегда интересовали монументальные, величественные картины жизни. Он запечатлевал в своем творчестве только то, что, по его мнению, остается на века: государственные события (например, победы русского оружия), величественные явления природы и т. д. «Сила и мощь ломоносовского поэтического «я» в его уверенности, что он вправе говорить от имени нации и выражать ее чувства». Именно поэтому Ломоносов считал свою поэзию выражением общих, а не индивидуальных чувств: Творец и царь небес безмерных, Источник лет, веков отец, Услышь глас россиян верных И чисту искренность сердец.

Ломоносов не считал возможным перейти от общего к частному и индивидуальному, от голоса народа, нации — к выражению индивидуального чувства, так как это значило бы, по мнению Ломоносова, «из мира вечных ценностей перейти в сферу эгоистических интересов сословий и людей, это значило превратить поэзию из силы, равновеликой государству, религии, истории, в забаву, игрушку, прихоть». Именно поэтому он так непримирим к лирике любви: Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле Любовны мысли ум, Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

 
В «Разговоре с Анакреонтом» Ломоносов, отвечая на еду Анакреонта, в которой тот умоляет нарисовать портрет своей возлюбленной, просит нарисовать портрет своей Матери-России: Изобрази Россию мне, Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселый, Отрады ясность по челу И вознесенную главу. В своем стихотворении «Ночною темнотою», которое было написано в 1747 г., автор обращается к теме любви. Любовь здесь — это чувство, которое внезапно привносится извне, которое мучит и от которого невозможно освободиться: Мой лук еще годится, И цел и с тетивой, Ты будешь век крушиться Отнынь, хозяин мой. В его «Риторике» была целая теория страстей, в которой поэт пытался проникнуть в природу любви, но любви в широком смысле этого слова. Чувства, вызываемые прекрасным (в отличие от возвышенного), Ломоносов сближает с любовью. Он называет эту страсть матерью всех других. Таким образом, прекрасное — основа, источник, критерий эмоций, в том числе и любви. Но все-таки главную роль в творчестве Ломоносова играет тема любви к родине как чувства всеобщего, а не индивидуального, лишенного высот духа. Но это чувство в большой степени личное, в поэтической же форме оно предстает перед нами как сверхличное, как обобщение всех чувств, испытываемых по отношению к родине — России! Таким образом, рассмотрев поэзию М. В. Ломоносова, можно сказать, что любовная лирика занимала незначительное место в его творчестве, но его работы в области теории литературы помогли дальнейшему развитию лирики. А его стихи, где звучит тема любви к родине, были примером для подражания долгое время. «Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества. Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова — это целая эпоха в истории нашей отечественной и мировой науки и культуры», — писал о нем академик М. В. Келдыш.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирика М В Ломоносова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Лирика М В Ломоносова
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Лирика М В Ломоносова, Ломоносов