А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирическое и научное начала в одах М В Ломоносова - сочинение


М. В. Ломоносов известен и как выдающийся ученый, и как поэт. Читая его стихи и оды, мы понимаем, что в его произведениях тесно переплетены лирическое и научное начала. В этом отношении лирика Ломоносова уникальна. В его стихах можно встретить и научные догадки, и даже открытия. Поскольку химия во времена Ломоносова была очень молодой наукой, за которой, однако, было будущее, то поэт предлагал поставить ее на службу добыче ископаемых. В земное недро ты, Химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нем Россия Драги сокровища открой. Отечества умножить славу И вящще укрепить державу Спеши за хитрым естеством.

А такую науку, как метеорология, Ломоносов предлагал поставить на службу сельскому хозяйству с учетом опыта крестьян, которые всю свою жизнь ориентировались по «небесным приметам»: Наука легких метеоров, Премены неба предвещай И бурный шум воздушных споров Чрез верны знаки предъявляй; Чтоб земледелец выбрал время, Когда земле поверить семя И дать когда покой браздам, И чтобы, не боясь погоды, С богатством дальни шли народы К елизаветиным брегам.

Поэт-ученый точно знает, как направить деятельность россиян на благоустройство отчизны, потому требовательно и категорично звучат иногда его стихи: Моря соедини реками И рвами блата иссуши.

Его знаменитое «Письмо о пользе Стекла», написанное в 1752 г., является одновременно и стихотворным произведением, и научным трактатом. В нем речь идет о насущной необходимости производства стекла в России, об экономических и бытовых выгодах этого производства, о перспективах получения из стекла множества предметов, необходимых россиянам повседневно. И все-таки это прежде всего поэзия. Ведь доминирует в этом удивительном стихотворении лирическое одушевление, имеющее своим истоком заветную мысль поэта об огромных созидательных возможностях творческого труда человека:

Стекло приводит нас чрез Оптику к сему, Прогнав глубокую неведения тьму! Преломленных лучей пределы в нем неложны Поставлены Творцом; другие невозможны. В благословенный наш и просвещенный век Чего не мог дойти по оным человек?

Еще больше лирического одушевления в «Утренних размышлениях о Божием величестве» и в «Вечерних размышлениях о Божием величестве при случае великого северного сияния», написанных в 1748 г. Поэт обращается здесь к главным вопросам, которые пытался разрешить всю жизнь — вопросам о Вселенной: возможно ли ее познать и какое место в ней занимает человек-песчинка? 

Лицо свое скрывает день; 
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас сокрылись прочь:
Открылась бездна звезд полна,

 
Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен! Хотя в заглавие стихотворения вынесено «Божие величество», на равных с мотивом великого Творца выступает мотив животворящих сил материи, «природного естества»: Уста премудрых нам гласят: «Там разных множество светов, Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков; Для общей славы божества Там равна сила естества». Форма стихотворения экспрессивна. Построение фраз, синтаксические конструкции провоцируют взволнованный тон повествования. Обилие вопросов рождает напряженную эмоциональную атмосферу поиска разгадок удивительнейших тайн природы: Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, что мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? В данной строфе Ломоносов выступает как истинный исследователь и ученый, для которого важно поставить новый вопрос и искать на него ответы, сомневаться. И поэт сомневается, сомневается в самом Творце, в его «величестве», утверждая тем самым не религиозное, а научное понимание законов мироздания, что само по себе являлось прогрессивной мыслью. Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец? Эти стихотворения, как и многие другие, вызвали негодование служителей церкви, которые были знакомы с произведениями Ломоносова. Особенно они были возмущены «Гимном бороде», написанном в 1757 г. Это одновременно веселая и злая сатира на церковников, которые прикрывались своей окладистой бородой, а на самом деле были ханжами. Поэт говорит о том, что можно быть «безголовым», дураком, «вралем» и казнокрадом, но борода скроет все эти недостатки, главное— умело ей воспользоваться. Возможно, что, когда Н. В. Гоголь писал свою повесть «Нос», «прославляя» мундир чиновника, который способен нос выставить личностью, то опирался именно на это сатирическое стихотворение Ломоносова: Борода в казне доходы Умножает во все годы: Кёрженцам любезный брат С радостью двойной оклад В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит В вечный пропустить покой Безголовым с бородой. О коль в свете ты блаженна, Борода, глазам замена! Люди обще говорят И по правде то твердят: Дураки, врали, проказы Были бы без ней безглазы, Им в глаза плевал бы всяк: Ею цел и здрав их зрак.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирическое и научное начала в одах М В Ломоносова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Лирическое и научное начала в одах М В Ломоносова
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Лирическое и научное начала в одах М В Ломоносова, Ломоносов