А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературная практика и Поэзия Ломоносова - сочинение

Поэзия Ломоносова величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Она, как и вся напряженная творческая деятельность Ломоносова, служила «приращению общей ПОЛЬЗЫ», «действительному поправлению российского света», была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах парода. Ломоносов воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, богатство ее ресурсов, трудолюбие и одаренность ее народа. Он страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности.

Существенно отметить, что Ломоносов вскрыл глубокие социальные корни крестьянских побегов: «Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов». Убежденный в том, что «величество, могущество и богатство всего государства» состоят прежде всего в увеличении его народонаселения, а не в обширности, «тщетной без обитателей», Ломоносов предложил практические меры по «приращению российского народа»: подготовить из «числа российских студентов» лекарей для оказания помощи населению; если не отменить, то хотя бы перенести сроки церковных праздников на менее пагубное для народа время; запретить насильственные браки («невольные сочетания») ; учредить специальные дома для незаконнорожденных («зазорных») детей, избавив тем самым их матерей от бесчестия, а в ряде случаев и от вынужденного преступления; уменьшить подати и отменить солдатские наборы в пограничных областях. Но осуществлять все это нужно так, чтобы на народ не легли новые тяготы.

В последующих частях своего труда (как явствует из дошедших до нас черновых набросков) Ломоносов должен был решить еще многие вопросы благосостояния парода, среди которых на первом месте оказались вопросы о повышении трудолюбия («о истреблении праздности») и «о большем народа просвещении».

Ломоносов хорошо понимал, какие «ужасные препятствия» встретят его предложения (особенно те, которые затрагивали интересы церкви). Но ведь эти нововведения, по его мнению, «не более опасны», чем петровские реформы, а «российский народ гибок!». Просветительские взгляды и демократичность мировоззрения Ломоносова достаточно ярко отразились и в его поэтическом творчестве. Вот почему даже в торжественных («похвальных») одах (ставших к его времени почти жанром официальной поэзии) он прославляет героев «от земледельца до царя» и уже в одном из ранних своих произведений 1741 года слагает гимн в честь простого русского солдата:

    * Подобно быстрый как сокол
    * С руки ловцовой в верьх и в дол
    * Бодро взирает скорым оком,
    * На всякий час взлететь готов,
    * Похитить, где увидит лов
    * В воздушном царстве свой широком,
    * Врагов так смотрит наш солдат,
    * Врагов, что вечный мир попрали,
    * Врагов, что наш покой смущали,
    * Врагов, что нас пожрать хотят.

Поэтические произведении Ломоносова наполнены упоминаниями о «ратях», «земледелах», пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых (как правило, выходцах в то время из посадских и крестьян).

Поэтическое наследие Ломоносова достаточно разнообразно в жанровом отношении. В его творчестве можно найти произведения всех трех «штилей»: к низкому «штилю» относятся его сатирические и шуточные стихи, а также немногочисленные любовные песни и басни («притчи») к среднему - «надписи» (преимущественно по поводу различных событий и эпизодов из государственной или придворной жизни), «Письмо о пользе стекла»; к высокому- торжественные («похвальные») оды, прозаические «похвальные» или «благодарственные» речи (так называемый жанр «слово»), две главы из неоконченной героической поэмы «Петр Великий»; наконец, скорее всего промежуточное положение между средним и высоким «штилями» должны запять его трагедии «Тамира и Селим» м «Демофонт».

Однако основным жанром в поэтическом творчестве был жанр оды. И это было вполне закономерно. В оде 1747 года Ломоносов восторгается неисчисляемыми естественными ресурсами Российского государства. Это «сокровища», «какими хвалится Индия». Это и девственные «глубокие леса», «густостыо животным тесны»,

    * Где в роскоши прохладных теней
    * На пастве скачущих еленей
    * Ловящих крик не разгонял;
    * Охотник где не метил луком;
    * Секирным земледелец стуком
    * Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств - залог будущего благополучия русского народа, и Ломоносов не раз, начиная со своих ранних од, создает заманчивые картины довольства российских граждан. В «Оде на прибытие из Голштинии Петра Федоровича» (1742) читаем:

    * Млеком и медом напоенпы,
    * Тучнеют влажны берега,


 
* И, ясным солнцем освещсппы, * Смеются злачные луга. Столь же притягательны и описания российского изобилия в оде 1747 года: * Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; * Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; * Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Однако в этих картинах было нарисовано «должное», а не «сущее», желательное, а не действительное положение вещей. Истинное же состояние русского народа Ломоносову хорошо было известно (что подтверждается хотя бы приведенным выше письмом «О сохранении и размножении российского народа»). Убежденность Ломоносова в том, что в гуще народной обязательно найдутся талантливые люди, лишний раз подтверждалась его собственным примером. В оде 1750 года поэт призывает своих соотечественников к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны: * Пройдите землю и пучину, * И степи, и глубокий лес, * И нутр Рпфейский, и вершину, * И саму высоту небес. * Везде исследуйте всечасно, * Что есть велико и прекрасно, * Чего еще не видел свет; * Трудами веки удивите… Противник «чистой» науки, Ломоносов в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя и в одах воспевает науки не как традиционную принадлежность так называемого «просвещенного абсолютизма», а как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Так, в оде 1750 года распределены конкретные задания различным паукам. Механика должна заняться кораблестроением («наполни воды кораблями»), созданием каналов, соединяющих «моря реками», осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в «земное недро» России, должна открыть «драги сокровища». Урании (астрономии) поручается найти новые планеты. География должна заняться составлением карт (собрать «на малы чертежи») «Российского пространства света», нанеся на них и «грады», и «села». Большая забота Ломоносова о русском крестьянине проявилась в задании «науке легких метеоров» (метеорологии): * Наука легких метеоров, * Перемены неба предвещай * И бурный шум воздушных споров * Чрез верны знаки предъявляй, * Чтоб земледелец выбрал время, * Когда земли поверить семя * И дать когда покой браздам, * И чтобы, не боясь погоды, * С богатством дальше шли народы…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературная практика и Поэзия Ломоносова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Литературная практика и Поэзия Ломоносова
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Литературная практика и Поэзия Ломоносова, Ломоносов