А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Родина мир нака и просвещение в одах М В Ломоносова - сочинение


Свою литературную деятельность М. В. Ломоносов начал тогда, когда даже европейская литература находилась под влиянием классицизма, господствовавшего в то время. Естественно, что творчество Ломоносова не могло не испытать на себе влияния этого стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. 

Однако называть Ломоносова поэтом-реалистом в полном смысле слова не стоит. Его творчеству чужды рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, боязнь проявить фантазию. У поэзии Ломоносова была другая задача, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему й народу, а не изображать то, что видел. Он не систематизировал настоящее, а творил грандиозные видения будущего, и его оды самим своим стилем выражают отказ от признания действительности помещичьего строя, устремленность к мечте, достойной поэтического воплощения.

Торжественность и пышность од Ломоносова отлично передавали чувство национального подъема и гордости, ощущение величия, что породила Петровская эпоха.

Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач». Этот жанр, по словам А. В. Западова, «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».
Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы высокой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, через их головы должны были «сердца народов привлещи».

В своих одах Ломоносов писал и о военных событиях, восхваляя храбрость русских воинов.
' Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 г. в Германии непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира. Возможно ль при твоей державе, В Европе страшну зреть войну, — обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее «низвергнуть» «брань с концов земных». Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
Размножить миром нашу славу И выше как военный звук Поставить красоту наук.

В этих строках заключена целая программа Ломоносова, как привести народ и страну к процветанию. Сделать это можно было, считал Ломоносов, только благодаря развитию наук.

 
Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и «драгой металл» (Уральских) гор, и сокровища, «какими хвалится Индия», — залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны: Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес, Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно,Чего еще не видел свет; Трудами веки удивите... Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще: . И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих... О вы, которых ожидает Отечество от недр своих. Занятие науками, по мнению Ломоносова, не обязательно должно быть только привилегией дворянского сословия. Он считал, что и среди простых людей много талантливых и одаренных личностей, ведь он сам был именно таким, талантливым выходцем из деревни. Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником «чистой» науки, поэтому и в одах (например, в оде 1750 г.) воспевал науки как комплекс знаний, необходимых для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением («наполни воды кораблями»), созданием каналов, соединяющих «моря реками», осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в «земное недро» России, должна открыть «драги сокровища». География должна заняться составлением карт («собрать на малы чертежи») «Российского пространства света», нанеся на них и города, и села и т. д. Счастье человека, считал Ломоносов, зависит от занятий наукой или науками. Он считал, что науки — это большая польза для людей любого возраста. Об этом он написал в оде 1747 г. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут... Как жанр оды исключают в них присутствие личности самого автора, так как подчинены общегосударственной проблематике. Но оды Ломоносова в этом плане, наверное, можно назвать исключением. Читая его произведения, представляешь автора человеком прогрессивным, который стремится к тому, чтобы развивать самосознание российского народа, просвещать. Поэзия Ломоносова, по словам известного историка литературы Г. А. Гуковского, который занимался исследованием литературной и общественной жизни России XVIII в., «явилась великим и победным этапом развития русской культуры» не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и еще не виданному в России «блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им». Исследователь считал важным вклад Ломоносова в литературу.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Родина мир нака и просвещение в одах М В Ломоносова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Родина мир нака и просвещение в одах М В Ломоносова
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Родина мир нака и просвещение в одах М В Ломоносова, Ломоносов