А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чего учат в институтах или как написать сочинение по повести Марка Вовчка «Институтка» - сочинение

Знаете ли вы, например, чему учат в институтах? Если вам интересно об этом узнать, читайте. Марко Вовчок - это псевдоним Марии Александровны Вилинской. Когда она вышла замуж, то «получила» фамилию Маркович. Именно от фамилии Маркович и появился на свет знаменитейший псевдоним Марко Вовчок. Думаю, теперь вы уже не скажете: «Марко Вовчок написал повесть «Институтка». Но перейдем все-таки к этой повести.   Чему учили в институтах крепостной России? Издеваться над людьми, беспощадно их эксплуатировать, а самим только пить и гулять. Замечательная жизнь! Плохое настроение у тебя, а крепостные при чем? Пошел, немного побил их розгами, а нет розог - так руки для чего! И куда то плохое настроение денется. Увидишь: как рукой снимет. А, ты уже долго не развлекался! Так пойди посмотри, как собаки будут раздирать на шматы крепостных. Стыдно? Чего здесь стыдиться: твои собаки и твои крепостные. Или в карты любишь играть? Ну, конечно же, любишь. А на что играете? Чего и спрашивать, конечно, на крепостных. Чтобы нам написать произведение по теме «Антикрепостническая направленность повести М. Вовчка «Институтка», надо обратиться к содержанию повести. Так как нужно изобразить жизнь крепостных и жизнь господствующего класса.

Рассмотрим сперва образы крепостных. Вот образ Устины. «Отца-матери не знаю: сиротой выросла я на чужбине, в людях», - говорит она. Тяжелым было детство девочки-крипачки. «На десятилетие взяли меня на двор», - рассказывает Устина. Много издевательств от старой помещицы испытала девочка-крипачка, однако не потеряла такой черты, как жизнелюбие. Часто ее и били.  Беспросветной была жизнь девочек-крипачек у старой помещицы: день за днем подневольная работа в «девичьей», бранное слово, нередко - побои. С приездом панночки в имение жизнь девочек-крипачек стала невыносимой. Особенно много бедствий испытала Устина, которую выбрала институтка себе в горничные. «Приду было ее убирать, то уже какого поругания я от нее не натерплюсь!.. Заплетаю косы - не так! Снова расплетаю и заплетаю, - снова не так!.. Она меня и щиплет, и толкает, и гребешком меня бьет, и булавками колет, и водой поливает, - чего только не вытворяет над моей головонькой бедной!» У крепостных возрастает ненависть к господам за их нечеловеческое отношение. Например, один раз молодая панночка едва не задушила Устину:

    * «Я тебя на куски разорву! Задушу тебя, гадина!» Оглянусь я на нее, - страшная такая сделалась, что у меня и ноги закачались. Она меня как схватит за шею обеими руками!.. Руки холодные, как у гадюки».

Представили эту «гадюку» из института «благородных девиц»? Воссоздавая грубый язык институтки («гадина», «на куски разорву»), сравнивая ее руки с гадюкой, М. Вовчок показала устами героини-крипачки свое отвращение и ненависть к угнетателям и бросила укор институту «благородных девиц», который не давал своим воспитанницам настоящих знаний, образования, не прививал черт благородства. Это сразу заметила неграмотная, но умная и наблюдательная Устина: «Чего там панночки нашей не научено!» Можете попробовать сопоставить Устину и панночку. Но не надо полностью давать им характеристику: Устина была то и то, а институтка - то и то. Найдите именно те черты, чтобы подтвердить мысль: почему над умными, кроткими, добрыми, искренними крепостными властвуют такие ограниченные, горделивые, напыщенные, самовлюбленные господа? Кто дал им на это право?

Можем взять и рассмотреть образ Прокопа, мужа Устины. Именно он высказывает мысли всего крепостного крестьянства. «Воля, - крикнет он, - воля! И на воле и бедствие и напасть - ничто не страшно. На воле я горы сверну!» Прокоп убеждает Устину и Назара в необходимости борьбы с господами, чтобы получить себе волю. Он становится на защиту старой бабуси-крипачки и своей жены, когда деспотичная панночка подняла на них руку. «Довольно, госпожа, довольно!.. Этого уже не будет! Довольно!» - грозно предупреждает он, схватив институтку за руки. Когда обозленный пан-либерал бросился к Прокопу и закричал: «Разбойник!», тот решительно предостерегает: «Не подходите, господин, не подходите!» Благородство Прокопа господа расценили как покушение на их жизнь, покой, а потому немедленно отдают его в москали. Видите, как господа распоряжаются жизнью людей: люди - будто игрушки. Надоело, не понравилось - иди повоюй, только чтобы глаза мои тебя не видели. В образе Прокопа писательница нарисовала новый тип крепостного-протестанта. У него пробуждается сознание, стихийный протест против угнетателей. О воле он не только мечтает, а и активно борется за нее.


 
Относительно образа Назара можно сказать, что это тоже свободолюбивый человек. Все надежды вырваться из крепостничества он возлагает на бегство, поэтому любит повторять пословицу: «Путешествие - родная тетушка». Такое решение у него созрело, когда вследствие господского произвола умер ребенок и утопилась его жена Екатерина. Свое намерение он осуществляет - убегает с господского двора: «…теперь я свободен хоть на полгода; с собаками не поймают». До чего довела жизнь крепостных, что для них и полгода воли - большое счастье! В произведении видим и протест жены Назара - Екатерины. Весь день, с утра до поздней ночи, работает она на господ, а вместо слов благодарности слышит: «Ничего не делаешь, лентяй! Даром хлеб мой ешь! Вот я тебя научу делать!» Екатерина молчала, но когда умер ее ребенок, она решительно заявила госпоже: «Теперь я уже не боюсь вас!.. Хотя меня живьем режьте теперь!» Жизнь она, тем не менее, заканчивает самоубийством. Ужасно то, что такие трагедии были не одиночными явлениями в условиях крепостничества. А теперь рассмотрим образы господ, чтобы вы могли сравнить их с образами крепостных в своем произведении. Красивая внешне институтка оказывается безобразной в душе. Гонор, безделье, жестокость, ненависть к крепостным делают красивую хрупкую панночку нехорошей. «Просвещенная» панночка, которая плохо училась в институте, пренебрегала историей, географией, астрономией и другими предметами, приказывает девушкам-крипачкам силком привести больную Устину к господским покоям и казнит ее такими словами: «Чего ты нежишься! Почему не идешь служить? Лентяй ты! Подожди! Я тебе такую кару придумаю, что ты и не видела и не слышала!» Что и говорить: крепостные не имели права болеть. Трудная полнодневная работа на господском дворе по приказу институтки сопровождалась побоями, бранным словом и истязанием девушек. «Анну сегодня били, вчера Прасковью, а завтра, наверное, уже моя очередь», - рассказывает подруга Устине, которая самая еще не выздоровела после господского истязания. Кажется, что разрабатывался список, кого надо подвергать пытке. Если кого-то забывали отхлестать, то следующему в этом «черном списке» не позавидуешь. Он получал за двоих. Настоящая инквизиция! А какая любовь у панночки! «Какое-то чудная». Нашла себе жениха, но плачет и грустит, так как он бедный. Тем не менее, настроение ее быстро меняется, когда она узнала, что жениху по наследству достался хуторок. Любовь за богатство, за имение! Вот мораль господствующего класса! Еще злее стала панночка, когда ощутила, что у нее есть свое «государство» (хуторок). Она превратилась из «просвещенной» панночки на крепостницу-деспотку, самодурку. В погоне за наживой алчная помещица принуждала работать на себя даже нетрудоспособных: «Калеки несчастные, дети-крошечки, и те у нее не гуляли». Эксплуатация дошла до таких границ, что люди просыпались и ложились плача, проклиная. Вовчок пишет: «Все люди завяли, осунулись». Не лучшей была и бабушка институтки. Из-за своего преклонного возраста, старая помещица сама уже не может бить крепостных. Деспотизм и жестокость у нее теперь показываются в другой форме: держит, как невольниц, девушек на работе, не пускает их погулять. С приездом внучки старая госпожа стала еще злее. Даже перед своей смертью велела высечь девочку за то, что та не доглядела за погасшей свечкой: «Ты, грешница, и моему спасению вредишь!» Итак, что вам надо написать в своем сочинении? Изобразить тяжелую жизнь крепостных, как над ними издеваются господа. В образе панночки сопоставьте ее внешнюю и внутреннюю сущности. Произведение должно быть произведением-размышлением, чтобы вы могли раскрыть тему. Переписывать все ужасные детали не обязательно. Не забудьте написать, что крепостные мечтали только о воле, это было их единственное желание. В своем произведении не забудьте мысли усиливать цитатами. Во вступлении вы можете высказать свои мысли, что вас очень поразила повесть «Институтка». Но не забудьте о ее антикрепостнической направленности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чего учат в институтах или как написать сочинение по повести Марка Вовчка «Институтка». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Марко Вовчок > Чего учат в институтах или как написать сочинение по повести Марка Вовчка «Институтка»
Марко Вовчок

Марко Вовчок


Сочинение на тему Чего учат в институтах или как написать сочинение по повести Марка Вовчка «Институтка», Марко Вовчок