А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" - сочинение

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если вжизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель Вовсе не в нашемсчастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро А.П.Чехов

 
Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во всевремена. Недаром Ф.М. Достоевский писал в романе "Преступление инаказание" о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим иплохим. Как же относился к этой теме М. Булгаков? Спустя двадцатьпять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годовначалась бурная публикация произведений этого писателя. В течениевсего нескольких лет одно за другим в свет выходят такиепроизведения, как "Записки юного врача" (1963 год), "Белая гвардия"(1966 год), "Мастер и Маргарита" (1966-1967 гг.). Романами Булгаковазачитывались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многиецитировали отрывки его произведений наизусть. Судьба Булгаковаподтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о том, что"рукописи не горят". Будто заранее было предсказано, что Михаил,родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии,пройдет через такие испытание эпохи, через войны и революции, будетголодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы игонения, а спустя четверть века вернется к нам своими книгами."Добро и зло" - понятия философские. Понятия вечные инеразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будутбороться друг с другом. Добро будет "открываться" человеку, освещаяему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе"Мастер и Маргарита". Своеобразие романа заключается в том, чтоперед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизньюМосквы. 20-х годов двадцатого века, другой - с жизнью Иисуса Христа.Булгаков создал как бы "роман в романе", и оба эти романа объединеныодной идеей - поиском истины. Булгаков создавал роман какисторически и психологически достоверную книгу о своем времени иего людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшимдокументом той эпохи. И в то же время, этот роман обращен вбудущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Естьдаже основание предположить, что автор мало рассчитывал напонимание и признание его романа современниками.В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческойфантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатанаправит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишетсвой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казньХриста, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются,предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые иБронные улицы 20-30 гг. нашего века. Смех и печаль, радость и больперемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степениконцентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер иМаргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви инравственном долге, о бесчеловечности зла, 06 истинном творчестве,которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом ксвету и добру.Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора ИудеиПонтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет,обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, укоторого руки "связаны за спиной, под левым глазом синяк". Звали егоИешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненнаяфилософия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые.Понтий сразу убедился в невиновности арестанта, кроме того, онпонял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить.Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека:объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море,туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею неудалось. Иуда из Кариофа за 30 серебреников предал Иешуа,представив показания, по которым арестанта следовало немедленноказнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал,что "всякая власть - насилие над людьми", что "настанет время, когдане будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царствоистины".Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуанес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа.Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значитдуша его была свободна.А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своейдолжности и карьеры. Он всего лишь пешках руках императора. И хотяу Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепирабства свыше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтийлишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.События "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в часнебывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столицепоявляются Сатана и его свита.Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере иМаргарите", играет роль вполне реалистическую и может служитьблистательным примером гротеско-фантастического, сатирическогообнажения противоречий Живой действительности. Воланд грозойпроносится над булгаковской Москвой, карая глумливость инепорядочность.Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда иего свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никакимзаконам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве,чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру иМаргарите, сохранившим верность друг Другу и любовь, покаратьвзяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не позаконам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мыслиБулгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силамизла, чтобы восстановить справедливость.Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителейгорода по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, иВаренуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев - все получают позаслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, оннаказывает, карает, творя справедливость, "он не совершает ни одногоПлохого деяния", но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие,рассматривая поступки человека, а не самого человека и еговнутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего неизменилось к лучшему, так какое же это благо?Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтий Пилате, которыйМастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа,воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эрудуховной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, чтопротивоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самихобстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенныепорывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть переднами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведяаналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силойвыворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских,майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии,который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, вбуквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан иззала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самимисобой - клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно тамБездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где онпрозревает и становится последователем и учеником Мастера.Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем,Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бысвоем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальныхстраниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертныйроман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань междудобром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешьсмысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мыможем и не замечать, как наши поступки порождают зло."Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказаномного, а будет сказано еще больше. Существует множество толкованийзнаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать,много писать."Рукописи не горят",- произносит один из героев романа. Булгаковпытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись былавосстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скорообрела читателей во многих странах мира.Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание,стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не всеосмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес сужденопо-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся вглубинах





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА", Мастер и Маргарита