А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Дьявол и его свита в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение


Работа над романом завершилась в 1937-1938 годах. Из истории романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нем любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Воланд — персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Само имя Воланд взято из поэмы Гете, где оно упоминается всего лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. В ранних редакциях для будущего Воланда Булгаков пробовал имена Азазелло и Велиар.

Портрет Воланда показан перед началом Великого бала. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ушко, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы заинтриговать читателя, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол.

Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, дает разное объяснение целей своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Герберта Аврилакского. Сотрудникам Театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову, уже после скандального сеанса, сатана говорит, что просто хотел «повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре». Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву — проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя Маргарита и быть королевской крови.

Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. При этом всеведение сатаны у Воланда вполне сохраняется: он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с «евангелием Воланда», тем самым, что было рассказано незадачливым литератором на Патриарших.

Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболее плотно раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней».

Воланд — носитель судьбы, что связано с давней традицией в русской литературе, связавшей судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Следующий персонаж — это Коровьев-Фагот, старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А. К. Толстого «Упырь» статского советника Теляева, который оказывается рыцарем и вампиром. Второе его имя происходит от названия музыкального инструмента, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом — длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в подобострастии, кажется,  готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).

Вот его портрет: « … прозрачный гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок …, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить,глумливая»; «усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».

Коровьев-Фагот — это возникший из знойного московского воздуха чёрт (небывалая жара для мая в момент его появления — один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски–личины; пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце, и другие. Лишь в последнем полёте Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле — мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.

Следующим персонажем из свиты дьявола является Азазелло. Это имя образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазель. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения.

Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду: «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» - подумала Маргарита».

Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля.

Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой.

В эпилоге романа этот подлый ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».


 
Пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда — это кот-оборотень и любимый шут сатаны. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, живущей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причём пятый бес был Бегемот. Булгаковский Бегемот — это громадных размеров чёрный кот-оборотень, так как именно чёрные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот таким мы видим его впервые: «…на ювелирном пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров чёрный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Бегемот в демонологической традиции — это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное. Перестрелка Бегемота с сыщиком в квартире №50, шахматный поединок его с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло — всё это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». И последним членом свиты Воланда является Гелла, женщина-вампир: «Служанку мою, Геллу, рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Броггауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров — щёлканье зубами и причмокивание — Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь». Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного — отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полёта. Скорее всего, Булгаков сознательно убрал её как самого младшего члена свиты, исполнившего только вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры — это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превратиться в последнем полёте — когда ночь «разоблачила все обманы», она могла только снова стать мёртвой девушкой. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестко наказывала зло и неправду, служа тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Рецензия В работе богатый фактический материал, но автор забыл о теме. В сочинении много внимания уделено истории создания образов и происхождению имен, что не помогает раскрыть тему. Работе не хватает анализа поступков героев, их роли в произведении, взаимодействии с другими персонажами. Работа больше похожа на краткую характеристику персонажей, нежели на полноценный анализ. Недостатком работы являются слишком большие цитаты. Нет вывода. В работе большое количество стилистических неточностей. Если оценкой соответствия теме пренебречь, то следует отметить несомненную логичность в построении частей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Дьявол и его свита в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Дьявол и его свита в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Дьявол и его свита в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита