А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем" (анализ эпизода из романа М Булгакова "Мастер и Маргарита") - сочинение

Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произ­ведение М. Булгакова, над которым он работал с 1928 года и до конца жизни.

«В начале булгаковского романа,— пишет исследо­ватель В. М. Акимов,— два московских литератора беседуют на Патриарших прудах о поэме, написанной одним из них... Именно в этот момент в разговор двух приятелей вмешивается появившийся на Патриар­ших прудах дьявол по имени Воланд и задает им... во­прос...» Однако прежде чем говорить о самом знаком­стве с «иностранцем», важно остановиться на пред­шествующей ему беседе Берлиоза и Бездомного.

« Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе». Иван Николаевич Бездомный написал боль­шую антирелигиозную поэму. Автор подчеркивает, что поэма Бездомному была заказана редактором. Слово «заказана» несет на себе большую смысловую нагрузку. Так было заведено в МАССОЛИТЕ, так было заведено вообще в среде «официальных» совет­ских писателей, в число которых сам Булгаков нико­гда не входил. Заказ властью художественных произ­ведений, продиктованный идеологическими сообра­жениями — яркая примета современной писателю действительности.

Поэма не удовлетворила заказчика, и, располо­жившись на скамейке «лицом к пруду и спиной к Бронной», Берлиоз наставляет молодого коллегу на путь истинный. Иван Николаевич изобразил Иисуса очень черными красками, клеймил его так страстно, что Иисус вышел у него «совершено как живой». Ме­жду тем Бездомному предназначалось сделать совер­шенно обратное — доказать, что все разговоры о существовании Иисуса — «простые выдумки, самый обык­новенный миф».

Автор иронизирует над молодым поэтом, упоминая «изобразительную силу его таланта», помешавшую ему справиться с поставленной задачей. Булгаков подчеркивает, конечно же, не мощь писательского дара, а полное его отсутствие у таких, как Бездомный. Разъясняя Ивану ход предстоящей работы, Берли­оз, как человек начитанный, очень умело указывает в своей речи на древних историков, приводит множест­во разных примеров, доказывающих, что Иисуса «ни­когда не было в живых ».


























 
Литературовед Б. В. Соколов писал, что «потусто­ронние силы в романе играют роль своеобразного свя­зующего звена между древним и современным миром. Князь тьмы Воланд... вводит в повествование еван­гельскую тему...» В самый разгар страстной беседы Бездомного с Берлиозом и появляется загадочный «иностранец», живо заинтересовавшийся беседой ли­тераторов, которые радостно сообщают ему, что в их стране атеизм не только никого не удивляет, но и вся­чески одобряется. «Большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге»,— заявляет Берлиоз. И это еще одна примета страшного времени, подчеркиваемая Булгаковым. Бездомный яростно обрушивается на Канта, на­шедшего шестое доказательство Христа, и предлагает отправить его «за такие доказательства года на три в Соловки». Так подавляется в современной писателю России инакомыслие. Внимательно выслушав литераторов, «иностра­нец» ненавязчиво оппонирует им, пытаясь указать на то, что кто-то ведь управляет миром и их жизнью. Судьба Берлиоза, опровергающего такие утвержде­ния, заканчивается трагически, а Иван Бездомный оказывается в сумасшедшем доме с диагнозом шизофрения. Такой исход дня был с предельной точностью предсказан Воландом, что доказывает ошибочность убеждений литераторов. Булгаков же обращает внимание читателя на то, что, настаивая на отсутствии Христа, Берлиоз тем са­мым отрицает и его основные заповеди, учение о добре и милосердии, истине и справедливости. И это самое страшное. Поэтому гибель Берлиоза приобретает глу­боко символический смысл. В. М. Акимов отмечал, что «Мастер и Маргари­та»... роман о всесилии добра. Но при одном важней­шем условии: если человек ни в чем, ни при каких са­мых трудных и драматических обстоятельствах не уйдет с пути добра. Это роман об ответственности че­ловека за добро. Ибо если в самом деле — «Бога нет», то отвечать за добро некому, кроме человека».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем" (анализ эпизода из романа М Булгакова "Мастер и Маргарита"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем" (анализ эпизода из романа М Булгакова "Мастер и Маргарита")
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Знакомство Берлиоза и Бездомного с "иностранцем" (анализ эпизода из романа М Булгакова "Мастер и Маргарита"), Мастер и Маргарита