А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема нравственного выбора в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

Есть в нашем мире понятия, которые неотделимы друг от друга и одно всегда следует за другим. Любовь и ненависть, добро и зло. Они будут вести вечную войну за человеческую душу и никогда не придут к согласию. И только человеку дано решать, чью сторону принять — добра или зла. И приняв сторону добра, человек начинает движение к истине.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается извечная тема борьбы добра и зла. Два времени существуют в произведении параллельно друг другу и в то же время пересекаясь. События, происходившие в Москве 20-х гг., и события в Ершалаиме. Связаны эти события между собой одним — поисками истины.

Вот перед нами вторая глава романа, посвященная иудейскому прокуратору Понтию Пилату.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат», — такими словами начинается роман Мастера и ершалаимская глава романа Булгакова.

Прокуратор как наместник кесаря должен выслушать дело бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, который обвинялся в том, что «подговаривал народ разрушать Ершалаимский храм».
Философ «лет двадцати семи... был одет в старенький и' разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью.

 Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Иешуа хочет оправдаться, но обращается к прокуратору не должным образом. «Добрый человек! Поверь мне...», — говорит он к прокуратору, но по приказу последнего «Крысобой вынул бич и... ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, фаска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...»«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно», -га говорит Понтий Пилат. Ведь кому как не ему знать, что в мире, в котором он живет, действует строй иерархия. Есть те, кто властвует, и есть те, кто подчиняется. И последние должны четко знать сап место.
И вот перед ним стоит человек, который говорит, «что всякая власть является насилием над лщ ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек первый идет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» и что «руишится храм старой веры и создастся новый храм истины».

Иешуа же увидел в прокураторе человека, с которым он может поделиться своими мыслями
«Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более производишь впечатление очень умного человека».

Пилат хоть и поражен таким отношением и обращением к себе, но не подает виду, что его  удивляет. Ведь Иешуа, по всей видимости, единственный человек, который не побоялся свободно говорить с жестоким прокуратором. И он оценил это. Бродячий философ и врач, который чудесным образом избавил его от головной боли, не может быть виновен. И Пилат неожиданно решает спасти арестанта. «Но, говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не только неизбежной, но и мучительной смерти.

Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то намекающий взор».


 
Да, Пилат хотел объявить Иешуа сумасшедшим и тем самым спасти его. Но вмешался случайный донос Иуды из Кариафа, в котором говорилось об оскорблении власти кесаря. И прокуратор уже ничего не мог поделать, вернее, мог, но тогда он лишился бы своей власти. Чаша весов сдвинулась, и прокуратор вынес приговор. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?» Человек, еще минуту назад готовый спасти невиновного, малодушно и трусливо отступает из-за боязни потерять статус. Итак,Иешуа отправлен на казнь, а Понтию Пилату остаются муки совести и несбыточные мечты! все исправить. И только сон о лунной дороге дает ему временное успокоение. «И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге». Храбрый воин, Пилат оказался трусом в деле, требующем гораздо больше отваги и мужества, чем на поле брани. Прокуратор сделал свой нравственный выбор и обрек себя на душевные страдания, которые будут длиться долгих двенадцать тысяч лун. Трусость — самый страшный порою, и Пилат понял эту простую истину. Его запоздалая попытка реабилитировать себя в своих собственных глазах (убийство Иуды из Кариафа) ничего не изменила. А что же Иешуа? Неужели с его смертью ушло и его учение? Нет. Ведь у него был ученик, который ходил и записывал за ним, Левий Матвей: «...ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет». Истина и добро еще будут найдены, храм истины будет воздвигнут^ не понадобится никакой власти — об этом говорил Иешуа, и мы вместе с ним верим в это, как верит прокуратор Понтий Пилат, обреченный на долгие тысячелетия одиночества и страданий. Однако проблема нравственного выбора решается не только в ершалаимских главах, но и в главах, посвященных Москве 20-х гг. Параллели очевидны. И в Москве люди, ищущие истину, такие как Мастер, обречены на страдания. Герои московских глав постоянно стоят перед проблемой нравственного выбора. Москвичи подвержены порокам и страстям, но они «люди как люди». И кому как не Воланду-Сатане разоблачать их, воздавать каждому по делам его. Но москвичи, несмотря ни на что, выдержали проверку на милосердие: «... и милосердие иногда стучится в их сердца». Таким образом, нравственная проблема в любом случае решается в пользу добра и справедливости. Путь к истине тернист и лежит через страдания, но он укрепляет человеческий дух и утверждает торжество добра. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла. и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема нравственного выбора в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Проблема нравственного выбора в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита