А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема нравственного выбора (по роману М А Булгакова "Мастер и Маргарита") - сочинение


Проблема нравственного выбора - одна из центральных в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение настолько глубоко и необычно, что "не вписывается" в рамки известных жанров. "Мастер и Маргарита" - роман и сатири ческий, и любовно-лирический, и фантастический, и бытовой. Все совместилось в одном творении, но главное внимание Булгаков уделил не быту, не "квартирному вопросу" и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность романа заключается в том, что это роман философский. Это роман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: "каждому воздастся по его вере".

Проблема нравственного выбора одновременно решается "в двух плоскостях": в "ершалаимских" и "московских" главах романа. "Роман в романе", написанный Мастером, обнажает вечные противоречия между Добром и Злом, между временными ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мастер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он-обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: "А ты бы отпустил меня, игемон... Я вижу, что меня хотят убить".

При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощущается какая-то необыкновенная внутренняя сила, поражающая собеседников и заставляющая их поверить бродячему философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в торжество вечных истин, высших категорий бытия: добро, любовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с вином. Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: "злых людей нет на свете", "человек перейдет в царство истины и справедливости", "настанет царство истины". Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его. Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них - даже тогда, когда Понтий Пилат пытается "навести" его на мысль о необходимости компромисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: "Слушай, Га-Ноцри... ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил?.. Или... не... говорил?" Однако арестант верен себе: "Правду говорить легко и приятно".




 
Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа ГаНоцри: "Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем". Однако в романной реальности противостояние героев разрешается траги чески. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать скорее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храбрым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смертный приговор бродячему философу. Перед смертью Иешуа был немногословен. "Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость", - говорит Булгаков словами Афрания. Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть по-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется - слишком поздно он понял, что в момент подписания смертного приговора уничтожил себя самого. Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается "по его вере". Около двух тысяч лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: "разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". Здесь приходит время нового выбора - раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние. Так "роман в романе" - история казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри-решает проблему нравственного выбора. Эта проблема является основной и в "московских" главах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот момент, когда решает написать роман об истине в мире, где правит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим "легко и приятно" говорить правду. Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа - организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатление, что художников слова волнуют не темы и идеи творчества, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира... Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обращается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомному мысль о том, что "Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете". Мастер, как и Иешуа, оказывается "распят", уничтожен, "вычеркнут" из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча стью - и потому не обретает света, ему достается лишь покой... Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: "кто любит, должен разделять участь того, кого он любит". На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита " связан еще один выбор. Это нравственный выбор самого автора, который в трагическое и опасное время обратился к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла. Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: роман его будет жить вечно.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема нравственного выбора (по роману М А Булгакова "Мастер и Маргарита"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Проблема нравственного выбора (по роману М А Булгакова "Мастер и Маргарита")
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Проблема нравственного выбора (по роману М А Булгакова "Мастер и Маргарита"), Мастер и Маргарита