А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Судьба художника в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение


Жизнь моя, надо сказать, сложилась не совсем обыкновенно...чудовищная неудача с этим романом как бы вынула у меня часть души.
М. А. Булгаков

Бессмертное произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с первых страниц поражает нас своей мистикой, стремительностью развития событий и яркостью, живостью, с какой нарисованы судьбы множества людей. Человек, занимающий одно из центральных мест романа, прошел очень трудный жизненный путь, повидал многое, чуть не сошел с ума, но, в конце концов, обрел покой.

Впервые мы знакомимся с Мастером в лечебнице, когда он перелезает в комнату к Ивану Бездомному. Там они рассказывают друг другу историю своей жизни, и мы узнаем, почему он оказался в больнице. Однажды Мастер выиграл крупную сумму денег, отремонтировал свой подвальчик и сел писать роман о Понтии Пилате и Иешуа. Потом он познакомился с Маргаритой и понял, что без нее не сможет жить. Она тоже это осознала и решила бросить мужа. Роман Мастера настолько ей понравился, что I она, казалось, знала его наизусть и жила в том мире. Затем она настояла на том, чтобы его отнесли Кв печать, и после этого в их жизни началась черная полоса.

Произведение, в которое мастер вложил часть души, чуть «не сгорев» при его написании, которым он жил и дышал, не приняли. Вскоре в газете появилась критическая статья Пату некого «Воинствующий старообрядец», и для художника настали «безрадостные осенние дни». «По существу говоря, мне больше нечего было делать, — говорил он, — наступила стадия психического заболевания. Мне казалось, в особенности когда я засыпал, что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу». Однажды вечером ему стало так плохо, что он кинул в печь ненавистный роман, принесший ему и его возлюбленной столько страданий. Но это не принесло ему облегчения, ведь он помнил его наизусть. Выбежав холодной январской ночью из дома, он отправился бродить по Москве, шарахаясь и пугаясь всего, наткнулся на шофера, который сжалился над ним и отвез в лечебницу. С тех пор Маргарита ничего не знала о нем, и он не писал ей, боясь сделать несчастной. («Разве можно посылать письма, имея такой адрес?»)
Чудовищная неудача с романом выбила его из колеи, сделала больным. Но почему же рукопись не приняли? Неужели она была настолько плоха? Естественно, дело не в этом. Произведение было великолепным, просто оно появилось в неподходящее время и не в том месте: в советской России писали только в угоду правительству, сочинения «на такую странную тему» не поощрялись. Не зря Иешуа говорил, что самый большой человеческий порок — трусость.

Мастер в какой-то степени имеет схожую судьбу с Га-Ноцри. Оба пострадали за свою правду. Но на этом сходство и кончается. Мастер, написавший роман-исповедь и встретивший в самом начале непростого творческого пути препятствия разного рода, не имеет в себе никаких моральных сип, чтобы противостоять превратностям судьбы. Он явно не борец. Создав произведение, выпадающее из ряда творений «пролетарской культуры», он не должен был ожидать, что его примут однозначно. В этом смысле Маргарита представляет собой полную ему противоположность. Она прекрасно понимает, что судьба романа вовсе не проста, что его публикация проблематична, и заранее настроена на долгую борьбу с бюрократами от литературы.


 
Критиков можно сравнить с Понтием Пилатом. Даже облеченный властью Прокуратор, испытывающий откровенную симпатию к Иешуа, выбитый из морального равновесия философскими доводами гуманиста, не в состоянии противостоять определенным социальным законам эпохи, которая безжалостно изгоняет не соответствующие ей теории. Даже он не может не отправить Га-Ноцри на казнь. Из-за страха разрушить свою карьеру критики погубили много невинных людей. Возможно, они были не согласны с вышестоящими чиновниками, но боялись возразить им. И это заметил Мастер: «Мне все казалось... что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Как же дальше развивалась судьба художника? Ради него Маргарита пошла на бал к Сатане, и за это ей было позволено попросить о чем-нибудь. «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера», — сказала Маргарита. И тут же он предстал перед ней. Ему вернули подвал, сделали документы, выписали из сумасшедшего дома и, что самое главное, возвратили роман, ибо «рукописи не горят». А через несколько дней к Воланду явился Левий Матвей и попросил наградить художника покоем. «А что же вы не берете его к себе, в свет? — спросил Воланд. — Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий». Почему же Мастер, выстрадавший столько из-за своего романа, побывавший в лечебнице, больной, чуть не лишившийся рассудка, не достоин света? Он не выдержал всех трудностей, выпавших на его долю, испугался и сжег дело всей своей жизни. Он изначально не был готов отстаивать свою точку зрения, свое философское начало. Встретившись с самыми первыми трудностями, он с готовностью переложил все перипетии борьбы на Маргариту, замкнувшись в себе, отстранившись от всего и всех. Видимо, он заранее решил для себя исход этой борьбы, судьбу своего романа. Таким образом, М. А. Булгаков поднимает вопрос об ответственности автора за созданные вещи, за высказанные мысли. Как бы испугавшись содеянного, не видя никакой цели в жизни и перспективы, Мастер находит выход: его пребывание в сумасшедшем доме кажется ему нормальным развитием событий, даже устраивает его. Он сделал выбор в своей жизни: все дальнейшее его существование подчинено желанию обрести покой. Как уже говорилось, трусость — самое тяжкое преступление, поэтому мастер не заслужил света. Но он все же пытался бороться, поэтому он достоин покоя, которого ему так не хватало. Судьба художника, изображенная на страницах романа, могла случиться с каждым гением тоЯ времени. Думаю, поэтому М. А. Булгаков и не называет ни его имени, ни фамилии. Даже сам автор «Мастера и Маргариты» частично прошел через это: его критиковали, не признавали как писателя, он порвал свой роман и бросил в огонь, но... Рукописи не горят, именно поэтому мир смог прочитай это замечательное произведение.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Судьба художника в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Судьба художника в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Судьба художника в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита