А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из Самых многоплановых, многоаспектных произведений русской литературы. Философское содержание романа, различная интерпретация основных его тем разными по социальному и интеллектуальному уровням людьми способствует пристальному вниманию к нему и в настоящее время. Именно развитие нравственных категорий, поднимаемых в романе, обеспечивает этот стойкий интерес.

Одним из основных философских понятий и важнейшей темой романа является проблема совея ти. Это не абстрактная нравственная категория, предполагающая способность оценить свой поступе осознать последствия своей деятельности и ответственность за нее.

М. Чудакова сказала: «Булгаков торопился запечатлеть в своем последнем романе еще не использованные и сулящие хотя бы отдаленную надежду на обновление страны правильные, здравомысленные отношения к народу отечественной интеллигентности, обращающейся к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нем до последней минуты жизни совести».

Сложное отношение к послереволюционному правительству России, социалистическому переустройству общества самого М. А. Булгакова как писателя и гражданина нашло отражение и в романе.  Эволюция исторического развития того или иного государства, считал писатель, не должна иметь насильственный характер, каждая определенная ступень в его развитии должна подготавливаться естественным ходом истории, преобразования (особенно государственные) должны вызываться стечением нескольких объективных причин. Установление в России социалистического строя, утверждая! М. А. Булгаков, не отвечало внутренним потребностям страны. Низкий моральный и интеллектуальный уровень представителей советского государства вызывал негодование у писателя. Он считал, что с такими людьми построить новое государство и установить новые социальные отношения просто невозможно.

Тем не менее, будучи патриотом своей родины, он действительно надеялся на обновление страны, верил, что возможно наступление момента, когда люди образумятся и совесть в них проснется. Он был уверен, что люди еще не потеряли свое человеческое достоинство, что их совесть, время от времени! вызывающая нравственные колебания, проснется окончательно и навсегда.

По мысли автора, Понтий Пилат, обладающий властью над Иешуа и ведущий его допрос, вдруг! начинает чувствовать превосходство этого нищего философа над собой, великим властителем людей. Он чувствует, что его собственная философия «нравственного раба», несмотря на высокое социальное положение, вступает в противоречие с философией высшей правды и гармонией мира. Пилат— человек, которого сложившиеся до него социальные условия держат в определенных рамках. И душа его начинает бунтовать, чувствуя правду Иешуа.

Но Булгаков как будто не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: он выносит смертный приговор Иешуа. Несмотря на причины, из-за которых прокуратор не смог поступить по- другому, автор утверждает, что нет двух правильных решений, а есть единственная правда.


 
Понтий Пилат не хотел идти на конфликт со своей совестью и дал Иешуа шанс обрести свободу. Только Га-Ноцри не воспопьзовался им, и тогда у прокуратора не осталось выбора. С этого момента спокойная жизнь Пилата закончилась. Он и сам это осознал, когда в его мыслях прозвучало: «Погибли!» Тогда он погубил не только Иешуа, но и себя. Надо сказать, что с помощью образа Понтия Пилата автор поднимает не только проблемы вины и совести, но и вопросы религиозного вероисповедания. Дело ведь в том, что образ Иешуа отнюдь не случайно выведен автором на страницы романа. Время встречи Га-Ноцри и прокуратора исторически соотносится со временем зарождения христианства. Философия воинствующего язычества в романе противопоставлена христианскому гуманизму. Понтий Пилат с каждой фразой все более убеждается в том, насколько несостоятельны его доводы, как не способны они противостоять доводам Иешуа. С одной стороны, он вполне готов принять новый способ мышления, даже оценить его, но с другой — его настойчиво тянут вниз привычные, вполне устойчивые и хорошо понятные прежние воззрения. Автор «взвешивает на весах» человечности и правды каждого героя, всех жителей города. Иигемон прошел эту проверку Булгакова. Он мог просто казнить Иешуа и забыть о нем, как об обычном арестанте. Но, осознав последствия своего деяния, Понтий Пилат не смог после этого спокойно жить. Теперь он думал только о прощении, Но не все герои романа в современной Москве преодолели это испытание. Люди не осознают по- следствий своей деятельности, они бездушно делают то, что им хочется, или то, что им приказывают, Взять, к примеру, Ивана Бездомного. Он не думал о том, что является частью той системы, которая превращает литературу в заказное искусство. Поэт понял свою ошибку, когда встретил Мастера и осознал, что стихи, созданные им, чудовищны. Поэту, рожденному пролетарской культурой, было просто невдомек, что при существующих обстоятельствах можно заниматься собственным творчеством, развивать собственное авторское мировоззрение, создавать высокохудожественные произведения. Встретившись с человеком, занимающимся совершенно другой литературой, потерявшим в связи с этим все в жизни, он вдруг впервые ужаснулся от того, что он сделал в этой жизни, и задумался, как жить дальше. Взять еще соседа Маргариты, который после всех событий, случившихся с ним, сидел на лавочке и жалел о том, что не «улетел» с Наташей, испугался и взял эту глупую справку. Он мучился из-за недостойного поведения, обмана, трусости. И таких примеров можно привести еще немало. Действительно, благодаря булгаковским «весам человеческой совести» можно судить о достоинствах и недостатках человека. Главная мысль романа — ответственность человека за собственную жизнь и совершенные в ней поступки. Ведь не все искупали свою вину, некоторых не мучили никакие угрызения совести: либо их душа настолько окаменела, либо совесть спала. А ведь именно совесть, по-моему, является главным судьей человека. Нельзя жить, не осознавая последствий своих деяний.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита