А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственная проблематика рассказа А И Солженицына «Матренин двор» - сочинение

В первоначальном варианте рассказ «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына назывался «Не стоит село без праведника». Основной темой рассказа является противостояние человека злу, заключенному во внешних проявлениях жизни, злу, которое способно проникнуть в самую душу. XX в., как известно, век революций и войн, век смуты, охватившей не только весь мир, но и нашу страну. Поэтому для Солженицына была важно показать, как проявляется русский характер в этих тяжелых условиях. В рассказе описано послевоенное время, 50-е гг. Сложный период как для всего народа, так и отдельных людей. Время перехода к мирной жизни, когда почему-то каждый выживал, как мог, время бесправия.

Писателя интересовал прежде всего нравственный облик его героини, простой русской женщины. И в центре произведения — нравственные проблемы, связанные с выбором человека своей жизненной позиции, своего места в жизни.

Повествование ведется от лица рассказчика, который из «горячей пустыни», где «задержался годков на десять» (то есть находился в лагерях и ссылке), возвращается в «нутряную» Россию, в тихий уголок. Он идет в глубинку, где могла сохраниться исконная русская душа. Судьба приводит его в дом Матрены Васильевны, пожилой женщины, бедной и больной. Жизнь ее никогда не была легкой. Всю жизнь работала она в колхозе не за деньги — за палочки, «за папочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Пенсию ей не платили, как будто долгие годы труда ничего не стоили: «...год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили».

Изба была старая, обстановка убогая. Все ее богатство — фикусы да колченогая кошка. Еда в ее доме всегда одна и та же: «картошка» да каша ячневая. Но, наблюдая за ее повседневной нищенской жизнью, автор видит ее несоответствие духовному настрою героини. Много было в ее жизни обид и несправедливостей, но, привыкнув «не в еде находить смысл...существования», она остается «простодушной», «доброжелательной», «просветленной», живущей по правде.
Главным в ее. образе является доброта. «Верным средством вернуть» внутренний свет, душевное спокойствие для нее становится работа, ощущение, что и она включена в общий «закономерный порядок» земных дел. Матрена готова помочь всем: и колхозу, в котором теперь не состоит и ничего от него не получает, и соседкам. Денег за свой труд она никогда не берет. Но за все то доброе, что делает Матрена для остальных, что она получает в ответ? Ей приходится обивать пороги для того, чтобы получить пенсию; для козы, которая является чуть ли не единственным ее хозяйством, она не может достать корм, потому что «в колхозе...'не велят» косить. Ей приходится воровать торф, чтобы хоть как- то протопить дом, потому что «везли начальству да кто при начальстве». Но несмотря на все жизненные невзгоды, Матрена продолжает помогать, так как по-другому она уже не может.

Матрена находится как бы вне общества, сливается с природой, сохраняя исконный русский уклад быта. Она глубоко религиозна: ходит за пять верст в церковь, каждое депо начинает со слов «с Богом!»



 
Перед нами проходит вся жизнь этой скромной и деликатной, по словам автора, женщины. В молодости она отличалась силой и удалью. Однажды остановила сани, которые понес в озеро конь. Этим напоминает она нам некрасовских героинь. Была в ее жизни большая любовь, горестная разлука, война. Ее жених пропал во время первой мировой, и она вышла замуж за его брата. А потом вернулся Фаддей. Много горя пережила Матрена: смерть шестерых детей, гибель мужа в Великую Отечественную войну. Но доброта живет в ее сердце. Она воспитана Киру — дочь своего первого возлюбленного.И теперь не может отказать ей и Фаддею: родственники хотят еще при ее жизни разобрать и увезти горницу, которая завещана Матреной Кире. Матрене трудно расстаться с частью своего дома, для нее это часть души, часть жизни. Но ради дорогих ей людей она идет на это и сама активно помогает перевозить бревна. И гибнет под колесами поезда, когда трактор застревает на железнодорожном переезде. Фаддей слово «добро» воспринимает лишь в одном смысле — материальном. Страшен этот старик, который стал косвенным виновником смерти своего сына и Матрены — бывшей возлюбленной, когда в день похорон думает о том, как бы забрать с переезда уцелевшие бревна. «Ненасытный старик» в конце концов сам возит бревна на саночках, преодолевая «немощь и ломоту». Среди своих Односельчан Матрена осталось «не понятой», чужой. Даже родственники отзываются о ней с презрительным сожалением и словно хищные птицы делят ее скудное имущество: «...слетелись... захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие». Только автор понимает, кто эта простая деревенская женщина: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша». Праведность Матрены заключалась в том, что она смогла несмотря ни на что пронести через всю свою нелегкою жизнь доброту, сохранить человеческое лицо. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой,жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину», — эта характеристика как нельзя более точно отражает сущность Матрены. Ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением доброй сущности национального характера. Вся наша Россия стоит на правде, скрытой, непонятной, кажущейся смешной и глупой, но единственно важной в ее исторической судьбе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика рассказа А И Солженицына «Матренин двор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Матрёнин двор > Нравственная проблематика рассказа А И Солженицына «Матренин двор»
Матрёнин двор

Матрёнин двор


Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа А И Солженицына «Матренин двор», Матрёнин двор