А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Особенности изображения русской деревни в повести И А Бунина «Деревня» и в рассказе А И Солженицына «Матренин двор» - сочинение


...Россия?.. Да она вся — деревня... И.А. Бунин

Образы русской деревни в изображении разных писателей предстают перед нами как светлые и темные образы нашей Родины. Замечательно то, что эти образы правдиво рассказывают читателю о настоящей жизни русских людей в деревне. Рассмотрим два созданных образа деревни в повести И.А. Бунина «Деревня» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». В 1910 году вышло большое обобщающее полотно — повесть И.А. Бунина «Деревня». В этой повести (сам автор называл ее также и романом) автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад — экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне. Из уроков истории я знаю о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками. Но после прочтения повести словно сам стал очевидцем того, что так ярко и сильно описал, нет, изобразил, будто художник, И.А. Бунин.

Произведение не имеет острого, динамичного сюжета, но зато, по выражению А.Т. Твардовского, обладает большой «густотой и плотностью жизненного материала» времен первой русской революции, а образы крестьян наделены чертами такой индивидуальности, что забываешь, что это не реальные люди, а плод авторской фантазии. Какую же деревню рисует писатель? Жизнь человеческого общества подвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Этот мир, по И.А. Бунину, дисгармоничен и неустойчив. Именно такой показана жизнь русского крестьянства в повести «Деревня». Значит, здесь к философским, этическим, эстетическим проблемам присоединяются и вопросы злободневные, социальные, которые раскрываются на материале российской действительности XX века. Несмотря на то что местом действия повести выбрана Дурновка и уездный город, сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно.

Итак, деревня предстает перед нами прежде всего очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести. Вот идет Анисья Минаева из рассказа «Веселый двор». В полуобмороке от истощения, бредет за двадцать верст к непутевому сыну и, чтобы преодолеть слабость, жует какието травинки. А если бы горох уже поспевал, то наелась бы тайком досыта. Но страшна для общества эта бедность не только сама по себе. Опасна она на фоне богатства малой группы людей: помещиков, кулаков. Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода. Город славится на всю Россию хлебной торговлей, а досыта этот хлеб едят сто человек во всем городе. На ярмарке видимо-невидимо калек и нищих.




 
Рассмотрим описание одного из сел из «Деревни»: «Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной — густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голый мужик». Поражают эта «серость» и бедность «поселения» российской глубинки, но ведь и быт людей того времени можно охарактеризовать словами «скучный», «серый», «бедный». «Две двери вели из прихожей. Одна, налево, — в комнату для приезжающих, длинную, полутемную, окошечками на варок; стояли в ней два дивана, жестких как камень, обитых черной клеенкой, переполненных и живыми u1080 и раздавленными, высохшими клопами...» Автор создает ужасающую картину! А ведь описание не самого бедного дома в Дурновке... Рассматривая описание деревни, нельзя не упомянуть и о главных героях повести. В центре повествования Тихон и Кузьма, два родных брата, придерживающиеся разных жизненных позиций. Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделенный твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишен даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы. Иное понимание жизни свойственно Кузьме Красову, правдоискателю, народному поэту, который пытается понять и осмыслить трагедию своего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы — незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вот находят ли они его — это другой вопрос. Размышлять о проблемах, трудностях русской деревни после И.А. Бунина продолжает А.И. Солженицын, как бы подхватывая традиции великого русского мастера слова. Остановимся на одном из лучших произведений писателя — «Матренин двор». Исходное заглавие рассказа «Матренин двор» — «Не стоит село без праведника». Впервые рассказ напечатан в «Новом мире» в 1963 году. Он был подвергнут ожесточенной критике советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50—60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)». Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956-го на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение А.И. Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. «Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и А.И. Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие — ее гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью — это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы... Историю жизни Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, поражающая своей правдивостью. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрена убого, бедно, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием — дружно осуждали за это. Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает, и «погибает» вся деревня, ибо: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Итак, в произведениях «Деревня» и «Матренин двор» авторы показали русскую деревню одинаково угрюмо, бедно, «серо». Однако у А.И. Солженицына на фоне всей этой серости проглядывается надежда на что-то «светлое» (вернее, не на что-то, а на кого-то). Этим кем-то являлась Матрена. Несмотря на трагизм описанных событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления. В этом и состоит разница между прочитанными мной произведениями.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Особенности изображения русской деревни в повести И А Бунина «Деревня» и в рассказе А И Солженицына «Матренин двор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Матрёнин двор > Особенности изображения русской деревни в повести И А Бунина «Деревня» и в рассказе А И Солженицына «Матренин двор»
Матрёнин двор

Матрёнин двор


Сочинение на тему Особенности изображения русской деревни в повести И А Бунина «Деревня» и в рассказе А И Солженицына «Матренин двор», Матрёнин двор